Информационное агентство
22 Июня, 2016  09:24

Воздушный камуфляж

Окраска,самолеты,СУ-34,МиГ-29

На фоне неба и над поверхностью воды фронтовой бомбардировщик Су‑34 практически незаметен. Технология покраски этого самолета, который строят на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова, решает задачу антикоррозионной защиты самолеты и его внешнего вида.

Антикоррозионная защита самолета — многогранный и долговременный процесс, который начинается с покраски обшивок в деталях. Создание внешнего вида Су‑34 происходит в малярном цехе НАЗ им. В. П. Чкалова. Предварительно вся поверхность самолета тщательно промывается мыльным раствором, затем специальной смесью растворителей, а потом обезжиривается. Дальше производится изоляция поверхностей, не подлежащих покраске. После завершения всех сборочных работ и проведения летных испытаний самолета происходит окончательная окраска.

Нанесение грунта и окраска нижних и боковых поверхностей самолета производятся с помощью установок безвоздушного распыления, а окраска верхних поверхностей — при помощи краскораспылителя. Работу производят по схеме: нижнюю часть и боковые поверхности машины красят 2 человека, начиная от носовой части к хвостовой, а верх изделия — 4 человека. «Очень приятно ощущать, что я вношу свой вклад в создание воздушной боевой машины наряду с другими работниками предприятия, — говорит мастер малярного цеха Владимир Кочнев. — Когда самолет летит, я не вижу на нем ни надписей, ни символов, к которым я прикладывал свои руки, но знаю, что они там есть. Тогда и появляется чувство гордости за свой труд, свой завод, за свою страну».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Лучшая пятерка российских истребителей

Схема окраски Су‑34 определена конструкторской документацией, согласованной с заказчиком. По его требованию  схема может изменяться. В настоящее время окраска Су‑34 — это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Лобовые часть планера окрашивается в светло-серый цвет, зоны мотогондол — эмалью серебристого цвета. Этот вариант окрашивания еще называют «морским», что и позволяет «сушке» быть практически незаметным.



В схему окраски также входит бортовая информация - технические надписи, она наносится эмалями различных цветов через трафареты шелкографии. Этими же эмалями различных цветов через трафареты на самоклеющейся пленке наносятся опознавательные знаки, эмблемы, бортовые номера. К примеру, нанесение знака госпринадлежности — звезды — производится следующим образом: выклеивается первый трафарет, белым цветом наносится фон, затем поочередно выклеиваются остальные два трафарета, после чего наносятся красный и синий цвета. Это очень трудоемкий процесс, требующий художественного мастерства, твердой руки исполнителя.

Су-34 - 1 SU-34_3.jpg

Полностью время окончательной окраски составляет 8 суток, включая межслойные сушки покрытий. А вес используемых лакокрасочных материалов — порядка двухсот килограмм.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Два новых Су-34 пополнили боевой состав Липецкого авиацентра


Толщина защитного антикоррозийного покрытия составляет 60–90 микрон. Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су‑34, российского производства, рекомендованные Всероссийским НИИ авиационных материалов. Эти материалы имеют ряд преимуществ по сравнению с некоторыми зарубежными аналогами: они очень легко наносятся и быстрее сохнут. «Опыт показал, что покрытия долговечны и надежны в эксплуатации, — комментирует старший контрольный мастер малярного цеха Наталья Иванова. — По Су‑34 на данный момент рекламаций нет, и только время проверит качество. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы за свой труд не было стыдно».

«Цифровой» камуфляж МиГа 

На фото: "цифровой" камуфляж словацкого МиГ-29АС

В конце 2007 года из ангара авиаремонтного завода в Тренчине был выкачен модернизированный МиГ‑29АС № 0921, который первым в ВВС Словакии получил новую, весьма оригинальную схему «цифрового» камуфляжа — в виде квадратных «пикселей» серых тонов 2-ух разных оттенков по верхней поверхности планера, также имеющего серый цвет, но другого тона.

Окраска первого самолета по новой схеме стала началом финального этапа программы модернизации словацких МиГ‑29. После техдоработки, предусмотренной контрактом, все 12 машин прошли покраску по новой схеме.

Маскировать объект и «ломать» линии силуэта — главная задача любого камуфляжа. По мнению разработчиков, «правильные» точки-пиксели делают это на различных расстояниях одинаково хорошо. «Цифровой» окраска называется потому, что она действительно разрабатывалась с помощью компьютера. Причем это не просто случайным образом разбросанные пиксели. На разном удалении от объекта они образуют группы пятен разного размера. Это происходит из-за особого восприятия глазом рисунка, разбитого на прямоугольные части картинки, а также за счет отсутствия явных стыков цветов. Поэтому «цифровой» камуфляж в теории более эффективно нарушает симметрию очертаний объекта, будь то человек или военная техника.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ВКС России получили новую партию фронтовых бомбардировщиков Су-34

Для самолетов «цифровой» камуфляж — скорее дань моде. Обычно фоном для самолетов служат взлетно-посадочная полоса, покрытие стоянки либо небо. На фоне же земли в динамике «цифровая» окраска не работает. Видимо, поэтому, окрасив первый МиГ‑29АС в классический «цифровой» камуфляж, заказчик уже на втором экземпляре (№ 0619) отошел от строгости такой «маскировки»: его киль поверх «пиксельной» раскраски был дополнительно увенчан стилизованным изображением «триколора» в честь 15-летия ВВС Словакии.

«Суховская» окраска

На фото: Окраска самолета 10М с бортовым номером 711 в «песчаных» тонах.

С точки зрения осложнения визуального наблюдения в мире в настоящее время сложилось 2 основных подхода к окраске боевых самолетов:

1. Однотонная окраска, оптимизированная на снижение контраста самолета на одном типовом фоне. Цвет краски подбирается так, чтобы поверхности самолета имели ту же яркость, что и фон. Вариантом такой окраски является 2-ух цветная окраска, в которой для затененных участков используется эмаль более светлых тонов, чем для освещенных участков. Этим достигается лучшее выравнивание яркости поверхностей самолета с яркостью фона.

2. Деформирующая окраска, применяемая при переменных фонах наблюдения. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта. В схемах окраски самолетов «Сухого» нашли применение оба этих подхода. Деформирующая окраска применяется на современных серийных самолетах ОКБ Сухого, состоящих на вооружении ВКС и ВМФ России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Минобороны России представило видео полетов группировки ВКС в Сирии

Окраска истребителей семейства Су‑27 оптимизирована на наблюдение на типовых фонах в ближнем воздушном бою, корабельных истребителей Су‑33 — на фоне морской поверхности, истребителей-бомбардировщиков Су‑34 — на фоне подстилающей поверхности на средних и больших высотах полета, штурмовиков типа Су‑25 — на фоне подстилающей поверхности при полете у земли. Цвета эмалей для окраски штурмовиков типа Су‑25 подбираются в зависимости от местности предполагаемого базирования.

Для нижней поверхности самолетов наиболее часто используется однотонная окраска, призванная снизить контраст самолета при наблюдении на фоне неба.

Для всех серийных самолетов 2011–2013 годов выпуска для верхних поверхностей применялась однотонная окраска темно-серых тонов. Позднее, с приходом нового министра обороны России, было принято решение вернуться к прежним деформирующим схемам окраски и прежней цветовой гамме. В схемах окраски серийных самолетов компании «Сухой», поставляемых за рубеж, нашло применение как однотонное, так и деформирующее окрашивание. Однотонное окрашивание серых тонов применяется в схемах окраски самолетов Су‑30МКИ ВВС Индии, Су‑30МКМ ВВС Малайзии, Су‑30МКИ(А) ВВС Алжира. 2-ух цветное однотонное окрашивание применяется в схемах окраски Су‑30МКК, Су‑30МК2, Су‑27СК ВВС КНР. Деформирующее окрашивание применяется в схемах окраски самолетов Су‑27СК, Су‑30МК2 ВВС Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Уганды, схемах окраски экспортных вариантов штурмовика Су‑25.

В окраске опытных самолетов компании «Сухой» широкое распространение получила деформирующая окраска с использованием в качестве краев пятен ломаных линий. Ломаные линии служат для искажения видимой формы и контура самолета и тем самым вводят в заблуждение противника в ближнем воздушном бою. Наибольшее развитие такой подход получил в «осколочных» схемах окраски опытных образцов самолетов Су‑35 и ПАК ФА (Т‑50).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Крепче стали: инновационная технология по остеклению самолетов Т-50


Зачастую схемы окраски опытных машин выбираются так, чтобы максимально заинтересовать потенциального заказчика. Примером может служить окраска самолета 10М бортовой номер 711. Окраска была выполнена в «песчаных» тонах и была рассчитана на привлечение внимания военных с Ближнего Востока.

Отдельно следует упомянуть схему окраски, разработанную компанией «Сухой» для группы высшего пилотажа «Русские витязи», выступающей на самолетах типа Су‑27. Схема окраски выполнена в цветах триколора Российской Федерации и флага ВВС РФ. Данная схема позволяет нагляднее визуализировать фигуры высшего пилотажа, выполняемые группой.

Качество «ливреи»

На фото: Окраска самолета Су-33 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина.

Для окраски самолетов Су‑34 применяется эмаль АС‑1115 отечественного производства. Для окраски самолетов типа Су‑25 применяется специально разработанная камуфлирующая эмаль АК‑5178М, а для радио-прозрачных поверхностей — эмаль КЧ‑5185 производства Федерального государственного унитарного предприятия Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов.

В настоящее время в компании «Сухой» проводятся работы по освоению перспективных систем покрытий. Для опытных образцов истребителя 5-го поколения ПАК ФА (Т‑50) опробованы и внедрены радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, теплозащитная эмаль, защищающая поверхности планера от повреждения при высоких температурах, возникающих при работе вооружения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Истребитель ПАК ФА готов к серийному производству

Также компанией «Сухой» совместно с отечественными производителями лакокрасочных материалов (ФГУП «ВИАМ», «НПК ЯрЛИ», «Русские краски», ИТПЭ РАН) проводятся работы по поиску и внедрению перспективных лакокрасочных материалов взамен материалов импортного производства.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

   

Самолет МС-21 создают лучшие           Ил-96-300 - самолет Президента        Су-30СМ ВКС России                         Су-35 против

По материалам корпоративного издания ГОРИЗОНТЫ / №2 (10). 2016

Фотографии: Валерия Михневая (НАЗ им. В. П. Чкалова); Сергей Пашковский (компания «Сухой»); Марина Лысцева; пресс-службы компании «Сухой» и РСК «МиГ»

Просмотров: 1068
Загрузок: 27
Тэги : ВКС
Рейтинг:
26 / 130 ( Отлично )

В этом разделе

Последние комментарии : 3

Металлург 22 Июня, 2016  08:44


Самый лучший камо у Су-30СМ и Су-35С. Непонятно, почему Су-34 также не красят, или, например, как Су-24.
Валухин 22 Июня, 2016  08:46


Я не специалист и не действующий военный, чтобы заявлять, насколько это все эффективно. Но, по-моему, современная мобильность ВС лишает смысла окрашивание под цвет предполагаемой местности. Поэтому мне лично симпатична серая однотонная расцветка.
QQQQ 22 Июня, 2016  09:41


камуфляжное окрашивание самолетов лишают смысла современные системы обнаружения и идентификиции

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?

Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 26727

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 25069

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Реальное положение дел в украинской авиационной отрасли просмотров: 22709

"МС-21 – это уже следующая высота, которую взял российский авиапром. Это уровень современных западных самолетов", – заявил советский и украинский авиаконструктор Анатолий Вовнянко,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 22539

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Поиск
Календарь публикаций
« Июнь 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930