Информационное агентство
13 Января, 2016  09:41

Про «Шелковый путь»

Шелковый,путь,карта,северный,морской,путь

Китай – один из самых сильных мировых игроков. Он часто принимает сторону России в её противостоянии с Западом, как, например, при голосовании в Совбезе ООН. Но насколько эти отношения прочны, а интересы наших стран совпадают?

Считается, что Китай является соперником США, противопоставляя свою политику американской. Но при ближайшем рассмотрении это не совсем так или почти не так. В середине 90-х когда Китай определялся со стратегическим вектором развития было принято решение признать главенство американо-центристской экономической системы. Тогда китайское руководство пожертвовало многим за возможность доступа к огромному американскому рынку.

Одной из уступок США стал отказ от концепции «Китайского мира» – проекта экспансии Китая в Азию с опорой на общины выходцев из Поднебесной называемых хуацяо. Сейчас нельзя сказать, насколько был реален этот проект. Возможно, он и задумывался исключительно как инструмент давления на американцев – такой себе блеф международного масштаба. Но то, что возможность реализации «Китайского мира» причинила бы существенный ущерб их интересам – это факт.

Первый китайский магистральный самолет С919 поднялся в небо >>

Хотя признание главенства США стоило Китаю многого, полученная от этого экономическая выгода окупила все издержки. С тех пор выросло целое поколение китайских политиков, и сама страна стала намного сильнее. Однако, несмотря на явно слышимые сомнения в правильности выбранного тогда пути Китай и сейчас продолжает идти этой дорогой. Все его конфликты с американцами есть не что иное, как борьба за более выгодное место в американо-центристской экономической системе.

Маршруты

Идее «Нового шёлкового пути» уже более 25 лет. Это концепция паневразийской транспортной системы, которая должна не просто возродить маршрут древнего «Шёлкового пути», а привести к преобразованию торгово-экономической модели Центральной и Средней Азии. Более того, она со временем должна стать межконтинентальной и включать в себя инфраструктурные транспортные коридоры по всему миру.

Но выгоден ли «Новый шёлковый путь» для России? Тут ответ не столь однозначен, ведь его развитие может стать прямой альтернативой основным российским транспортным коридорам, что ограничит логистическую самостоятельность нашей страны. Что касается китайцев, то им очень важно создать рентабельный маршрут для доставки своих товаров в Европу. Однако экономическое развитие регионов вдоль прохождения «Нового шёлкового пути» для них далеко не первостепенная задача и даже не второстепенная. Кроме того, китайцы заинтересованы минимизировать участие местных общин в обслуживании «Нового шёлкового пути». Именно поэтому они активно пытаются завладеть правом собственности на инфраструктурные объекты в Центральной Азии и России. Несмотря на это китайцы не имеют опыта в обслуживании такого рода транспортных артерий. Например, средневековый «Шёлковый путь» контролировался радхонитами – странствующими еврейскими купцами, фактически создавшими первую в мире торговую сеть протяжённостью от Китая и Индии до Западной Европы. Что касается морской торговли, то её осуществляли арабы, а позже португальцы.

Атомный ледокол провел в Арктике первое судно с антрацитом >>

В отличие от «Нового шёлкового пути» «Транссиб» является стимулом для индустриального развития и соответственно социального подъёма. Формирование его современного варианта «Транссиб 2.0» происходит по такому же принципу. Например, на протяжении всей транспортной артерии, проходящей по территории Ирана, появляются индустриальные объекты, важность которых не меньшая, чем сам коридор. И это, безусловно, более приемлемо для развития экономики регионов, чем акцент, сделанный исключительно на торговле китайскими товарами или даже нефтью.

Потенциальные маршруты

На данный момент существует до семи вариантов коридоров «Нового шёлкового пути». Два из них полностью проходят через Россию – это Транссибирская железнодорожная магистраль и Арктический северный морской путь*. Сегодня это полностью функционирующие рентабельные транспортные коридоры, окупающие страховые издержки. Ещё один маршрут проходит по территории России частично, но по сравнению с первыми двумя он менее рентабелен. Остальные маршруты больше похожи на запасные варианты для замены российских коридоров, так как Китай не хочет складывать все яйца в одну корзину. Например, активно прорабатывается возможность прохождения пути в обход Ирана и России через территорию Пакистана. К тому же наличие этих альтернатив является инструментом давления на нашу страну.

Пару слов об экономическом давлении. Более двух лет санкций против России так и не достигли своей цели. Несмотря на некоторый спад, наша экономика не была порвана в клочья, как обещал один известный персонаж. Более того, это дало ей некоторый стимул для развития, наподобие активизации программ по импортозамещению. Внутренняя политическая обстановка также не радует наших партнёров из мирового сообщества. Во внешней политике Россия тоже показывает хорошие результаты, успешно и настойчиво отстаивая свои интересы. Никто, в том числе и наши китайские друзья не ожидали такого результата.

Магистраль «Белкомур» даст возможность реализовать 40 крупных инвестпроектов >>

Если российская экономика в ближайшие полтора года покажет хоть небольшой, но рост, то это может серьёзно повлиять на тональность диалога с большинством партнёров России на мировой арене, а не только с китайцами. Последние, кстати, очень скрупулёзно относятся к формальным показателям и политически не так монолитны, как кажется. Поэтому когда состояние экономики улучшится, а это обязательно будет, нужно быть готовым, в том числе, и с точки зрения наличия подходящей инфраструктуры для транспортных коридоров.

Несмотря на то, что проекту «Нового шёлкового пути» уже больше 25 лет, он всё ещё остаётся нереализованным. Причин для этого несколько – например, постоянная политическая нестабильность в Центральной Азии и война в Афганистане. В этот список также можно включить устранение технического отставания Китая, которую он решает вполне успешно – качество их товаров, в том числе и в наукоёмких технологичных отраслях за эти годы заметно улучшилось.

Маршрут Северного морского пути

Кроме того, сегодня существуют сомнения относительно самого проекта. Дело в том, что Европа, доставка товаров в которую и является целью создания «Нового шёлкового пути», переживает не лучшие времена. А решение серьёзных проблем, которыми обросли государства Европейского союза, в ближайшей перспективе не предвидится. Даже наоборот – прогнозируется ухудшение и экономической и политической обстановки. Поэтому вопрос о том будет ли европейский рынок настолько привлекателен лет через десять, когда коридоры «Нового шёлкового пути» наконец-то заработают, остаётся открытым.

Порт Сабетта принял первый СПГ-танкер >>

И ещё один любопытный факт. Достаточно интересный вариант коридора Шёлкового пути – это автомобильная трасса, проходящая через Иран, Ирак, Сирию и Турцию. Пересекая турецкую территорию, она должна выходить на порты Стамбула, Самсуна и Трабзона. Оттуда через паромную переправу путь лежит в болгарский порт Варну и дальше в Одессу, которая фигурирует и в двух других вариантах коридоров и является ключевой точкой в этом регионе.

Этот автомобильный маршрут должен пролегать по территории, где ещё недавно шёл поток нефти, поставляемой ИГИЛ (запрещенная в России организация) туркам. Благодаря действиям ВКС России он был перекрыт и частично из-за этого сбили наш Су-24 в прошлом году. На этот инцидент, с точки зрения российской позиции, Китай отреагировал довольно холодно. Кроме того, давним партнёром китайцев является Саудовская Аравия, которой они в 1987 и 2007 годах поставили более сотни ракет средней дальности.

Такая вот арифметика…

*Северный морской путь - это кратчайшая водная трасса между европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5 600 км.

Объем перевозок грузов в 2016 году через Северный морской путь достиг рекордного уровня. По данным на 1 декабря 2016 года, по Северному морскому пути уже было перевезено 6,9 млн тонн груза, что является рекордным показателем за всю историю существования этого транспортного коридора, включая советский период.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков >>

Началось строительство аэродрома на Земле Франца-Иосифа >>

«Севморпуть» взял курс на остров Котельный >>

Арктика. Мы вернулись >>

Выборгский завод построит серию рыболовных траулеров с ледовым усилением категории Ice3 для Архангельского тралового флота >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО

   

Арктические базы России                   Уникальное видео Арктики                  Высадка в Арктике мотострелков         Земля Франца-Иосифа

   

     Плавучая АЭС                            Атомный лихтеровоз "Севморпуть"     Спуск атомного ледокола "Арктика"   Как делают атомные реакторы для ледоколов

Просмотров: 1256
Загрузок: 160
Тэги : Шелковый путь , Китай
Рейтинг:
32 / 160 ( Отлично )

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?

Реклама
Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 28733

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 27170

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 26782

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Спущена на воду подводная лодка «Великий Новгород» просмотров: 22774

Накануне 110-летия со дня основания подводного флота России на "Адмиралтейских верфях" прошла церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки "Великий Новгород" для ВМФ России. 

Поиск
Реклама
Календарь публикаций
« Ноябрь 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930