Информационное агентство
1 Августа, 2018  21:30

Легендарные двигатели Д-30КУ/ КУ -154 на службе гражданской авиации страны

нпо сатурн,Д-30КУ,ту-154

Тридцать четыре года назад, 16 июля 1984 года, совершил первый полет один из самых массовых отечественных пассажирских самолетов Ту-154М. Авиалайнер оснащался турбореактивными двигателями Д-30КУ-154,

разработанными Павлом Александровичем Соловьевым в Пермском моторостроительном конструкторском бюро (ныне АО «ОДК–Авиадвигатель»). Серийно эти двигатели производились на предприятии «Сатурн» в Рыбинске. Сам мотор являлся модернизацией базового двигателя Д-30КУ.

Двигатели Д-30КУ стали производится рыбинским заводом с начала 70-х годов вместе с двигателями Д-30КП, также разработанными Павлом Соловьевым.

Авиационные двигатели Д-30КУ и Д-30КП представляют собой турбореактивные двухконтурные двухвальные двигатели со смешением потоков газа наружных и внутренних контуров. Двигатель Д-30КУ предназначен для установки на дальнемагистральном пассажирском самолете Ил-62М, а Д-30КП – на транспортном самолете Ил-76.

«Авиастар-СП» начал производить новые модифицированные ИЛ-76МД-90А >>

Сам самолет Ил-62 создавался по заказу «Аэрофлота» в середине 60-х годов; новый дальнемагистральный пассажирский самолет должен был быть на уровне или даже превосходить по своим показателям западные образцы этого класса, такие как DC-8 или Boeing 707. Первый Ил-62 построили в 1963 году, он стал последним самолетом для Сергея Владимировича Ильюшина. Знаменитый советский авиаконструктор, по состоянию здоровья, передал все дела своему преемнику Генриху Васильевичу Новожилову.

Специально для Ил-62 в КБ Н. Кузнецова создали ТРДД НК-8 с первоначальной тягой в 9 500 кгс, а затем, в варианте НК-8-4, увеличенной до 10 500 кгс. Характерной особенности двигателя – низкого удельного веса – удалось достигнуть за счет предельной простоты конструкции и широкого применения титановых сплавов. Другое достоинство двигателя – высокая надежность. И еще особенность: впервые все основные агрегаты расположили в нижней части двигателя, что намного упростило доступ к ним при обслуживании и ремонте.

Но и этого было мало. Ильюшинцы нашли лучший выход – заменить двигатели на более мощный и экономичный. С этой целью выбрали новый двухконтурный двигатель Д-30КУ конструкции П. Соловьева со взлетной тягой 11 000 кгс, малым удельным расходом топлива и новым реверсивным устройством.

13 октября 1967 года было принято постановление правительства о проведении работ по модификации самолета Ил-62 путем применения двигателей Д-30КУ. Самолет с новыми двигателями получил название Ил-62М. Двигатели Д-30КУ установили на 13-м серийном самолете, в конструкцию которого были внесены изменения, улучшающие его летно-технические характеристики и условия работы экипажа. В киле самолета установили топливный бак-отсек емкостью 5000 л. Новый обтекатель стыка киля с горизонтальным оперением расширил диапазон углов отклонения стабилизатора от 0 до 11, интерцепторы на крыле стали работать в элеронном режиме. Самолет имел модифицированный турбоагрегат ТА-6А с генератором переменного тока; оборудовался контейнерной системой перевозки багажа, которая, однако, в эксплуатации не получила применения.

В кабине экипажа установили новую приборную доску, ступенчатый штурвал управления самолетом и новую систему освещения кабины с заменой красного света на белый. Более совершенный пилотажно-навигационный комплекс и система автоматического управления открыли перед Ил-62М возможность выполнять заход на посадку в условиях метеоминимума по II категории ИКАО.

Перспективы «Ильюшина» >>

13 марта 1969 года состоялся первый полет Ил-62М. Дальность полета авиалайнера при максимальной нагрузке 23 000 кг возросла с 6950 км до 8270 км, а с коммерческой нагрузкой 10 000 кг (100 пассажиров) с 8700 км до 10 000 км. Такое увеличение дальности без проблем позволило совершать рейсы в Южную Америку, Африку и Австралию. Возросла также скорость крейсерского полета – с 850 км/ч до 870 км/ч. В зависимости от протяженности маршрута Ил-62М способен принимать на борт коммерческую нагрузку на 43% большую, чем Ил-62. Так, в полет из Москвы в Токио Ил-62М брал на борт 18 т, в то время как Ил-62 – лишь 13 т. А увеличение коммерческой нагрузки в сочетании с большой скоростью позволили значительно повысить экономичность эксплуатации самолета.

Первый полет серийного самолета № 86656 в Казани произошел 15 апреля 1972 года, окончание государственных испытаний – 10 декабря 1973 года. Пассажирские перевозки на самолетах Ил-62М начаты с 8 января 1974 года.

В 1978 году произведено дополнительное усиление конструкции крыла, повышающее ресурс самолета, и создан новый интерьер пассажирских кабин, отвечающий возросшим требованиям эксплуатации на международных линиях. Данная модификация получила обозначение Ил-62МК. За все годы выпущено около 250 самолетов Ил-62 и Ил-62М. 80 из них служили в авиакомпаниях Венгрии, Польши, Анголы, Китая, КНДР, Кубы, Чехословакии, Румынии и других стран. Вплоть до появления на отечественных линиях самолетов Ил-96 и дальнемагистральных самолетов иностранного производства Боинг B-767 и Аэробус А-310, самолет Ил-62М до 1990-х годов оставался флагманом «Аэрофлота» и единственным дальнемагистральным российским самолетом, способным соединять континенты, олицетворяющим собой надежность, безопасность и комфорт.

Авиадвигатель Д-30КУ

Дальнейшее развитие двигатель Д-30КУ получил в начале 1980-х годов в связи с модернизацией среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154Б-2. Двигатели для обновленного Ту-154 стали производиться на рыбинском предприятии с 1983 года под индексом Д-30КУ-154. Первая попытка поставить на Ту-154 двигатель Д-30КУ произошла еще в 1978 году на машине № 85317. Исследования усовершенствованного варианта самолета Ту-154 начались в 1981–1982 годах. Первоначально самолет имел обозначение Ту-16, которое позднее заменили на Ту-154М. Новый вариант самолета был внешне похож на своего предшественника, за исключением большого обтекателя перед горизонтальным оперением. Но главным отличием стало использование двухконтурных двигателей Д-30КУ-154, более экономичных, чем применявшиеся НК-8-2.

До конца 2001 года выпустили 320 Ту-154М, а всего были построены 930 самолетов всех модификаций. Варианты Ту-154М, появившиеся в 1990-х годах, включали Ту-154-100 с интерьером Aviacor (12 машин заказала Iranian Air, позднее отказавшаяся от закупки), Ту-154М-ЛК1 (один самолет для тренировки космонавтов) и Ту-154М-ОН с РЛС бокового обзора для наблюдательных полетов в рамках программы «Открытое небо». Выпуск самолета продолжался и в первые годы XXI века, хотя позднее некоторые новые самолеты со снятыми двигателями и другим оборудованием были поставлены на хранение в ожидании покупателей. Различные варианты Ту-154 помимо «Аэрофлота» поставлялись авиакомпаниям дружественных СССР стран, в том числе Balkan, Cubana, Malev, Tarom, LOT, CSA, Syrianair, СААС и никарагуанской Aeronica. Серийный выпуск самолетов Ту-154М продолжался до 2013 года в Самаре, а на сегодняшний день в России пассажирские перевозки на Ту-154М осуществляются только авиакомпанией «Алроса».

Однако в отличие от самолетов производство двигателей серии Д-30 уже более 45 лет продолжается на рыбинском предприятии под индексом Д-30КП для транспортных самолетов Ил-76 и на сегодняшний день выпущено порядка 9000 двигателей всех модификаций.

Вернуться на главную страницу >>

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Второй летный самолет МС-21 продолжит испытания в новой окраске >>

Первый китайский магистральный самолет совершил первый полет >>

Новая поточная линия сборки агрегатов для МС 21>>

История создания авиационных двигателей Д-30КУ/КП >>

Двигатель ПД-35 – отводится 10 лет и 180 млрд рублей >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

    

Испытания нового самолета МС-21       Ил-96-300 -самолет президента                        Самолет МС-21                            Самолет Ил-76МД-90А

Просмотров: 627
Загрузок: 9
Тэги : САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ , НПО Сатурн
Рейтинг:
13 / 64 ( Отлично )

В этом разделе

Реклама
Relap
EngageYa
Популярные публикации
Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 48895

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 35619

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Что изменится в России с 1 января 2018 года просмотров: 35576

Новый год принесет с собой большое количество изменений, одним из которых станет введение в нашей стране новых законов. Необходимо уже сейчас узнать, какие новые законы с 1 января 2018 года в России начнут действовать.

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 33502

Концерн «Калашников» вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими «адаптивными» автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Поиск
Реклама

курс ЦБ РФ

Доллар США USD $1=65,9931 RUB
Евро EUR 1=74,9022 RUB
Фунт стерлингов Соединенного королевства GBP £1=84,6296 RUB
Японских иен JPY ¥100=58,2695 RUB
Швейцарский франк CHF ¤1=65,5930 RUB
Китайских юаней CNY ¤10=94,9869 RUB
Украинских гривен UAH ¤10=23,7899 RUB
Казахстанских тенге KZT ¤100=17,9388 RUB

Реклама

Опросы
Сколько будет стоить нефть в 2019 году?
100 долл за барр экономический кризис в ряде стран и потеря Ираном части рынка уменьшит предложение на рынке нефти
90 долл за барр, т.к. сокращение добычи достигнет к началу года 1,5 млн барр в день
75 долл за барр, т.к. глобальных изменений не предвидится
50 долл за барр, т.к. торговая война США и Китая снизит спрос на энергоносители
Последнее из Галереи
Рейтинг : Отлично
Россия 24,новости
8 Июнь, 2018
Рейтинг : Отлично
радиостанция,Вести ФМ
8 Июнь, 2018
Рейтинг : Отлично
РБК,новости
8 Июнь, 2018
Календарь публикаций
« Ноябрь 2018
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Реклама

Реклама
Реклама