Информационное агентство
11 Октября, 2018  16:51

Как срабатывает система аварийного спасения космонавтов

САС,Союз МС-10,авария,Алексей Овчинин,Ник Хейг

Космический корабль «Союз МС-10», запущенный 11 октября 2018 года к МКС с космодрома Байконур, не вышел на орбиту из-за аварии носителя.

В составе экипажа — космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Третье место на корабле в этом полете занял контейнер с грузом для Международной космической станции. Корабль совершил аварийную посадку на территории Казахстана после спуска по баллистической траектории, экипаж жив и вышел на связь со спасателями, сообщил «Интерфакс» около 12.15 мск.

Как сообщила пресс-служба Центрального военного округа (ЦВО), спускаемый аппарат космического корабля «Союз МС-10» обнаружен вертолетами Ми-8 эскадрильи ЦВО, предназначенной для поиска и спасения космических кораблей. «В настоящее время вертолеты с медиками и другими специалистами совершили посадку в районе приземления спускаемого аппарата», — отмечается в сообщении. Капсула приземлилась в 25 км от Жезказгана (старая транскрипция до 8 сентября 1992 года — Джезказган, каз. Оморынт), что примерно в 400 километрах от Байконура, следует из сообщения.

В России разработаны радиационно-стойкие микросхемы для космоса >>

Ракета-носитель «Союз-ФГ» с российским пилотируемым кораблем «Союз МС-10» была запущена к МКС сегодня в запланированное время — в 10.40 мск. Операторы запуска доложили о штатном отделении четырех боковых блоков-ускорителей первой ступени, но на начальном этапе работы второй ступени русскоязычная трансляция запуска прервалась после слов «авария носителя».

«Экипаж жив. Это главное. Сработала система аварийного спасения. Я вылетел на место посадки корабля», — сказал Рогозин, отметив, что «система аварийного спасения* продемонстрировала свою исключительную надежность».

Сегодняшний запуск был посвящен 100-летию завода «Энергии». На Байконуре за ним наблюдали Рогозин и директор NASA Джим Брайденстайн.

Запуск «Союз МС-10», а также его стыковка с МКС были застрахованы в страховой компании «Согласие» на сумму 4,65 млрд руб., следует из информации на портале госзакупок. Страховая премия составила 143,3 млн руб.

Стартовало серийное производство навигационного приемного модуля нового поколения >>

Безударное разделение боковых блоков было отработано еще при основателе советской космической программы Сергее Королеве на предке «Союзов» — ракете-носителе Р-7. «Принцип соединения боковых блоков с центральным, передача усилий на центральный блок и последующая техника безударного отделения — развала пакета — так, чтобы центр спокойно ушел вперед без всякой опасности соударений, — все было остроумно, изобретательно придумано и разработано», — писал в мемуарах соратник Королева Борис Черток.

По данным источника «Интерфакса», авария произошла на 165-й секунде полета при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени. К аварии «Союза-ФГ», произошедшей после старта с космодрома Байконур, привело скорее всего неотделение одного из 4-ех боковых блоков 1-ой ступени ракеты-носителя. К такому развитию событий могли привести 2-е причины. Первая из них связана с отказом работы пирозамка бокового блока, вторая — с механическим повреждением его крепления. Третья причина может быть связана с автоматикой, не давшей команду на отстрел «боковушки». 

Спутник «ГЛОНАСС-М» >>

Согласно ранее опубликованным циклограммам пилотируемых запусков, отделение первой ступени происходит примерно на 118-й секунде полета, второй ступени — примерно на 290-й. Спасение космонавтов до 115-й секунды полета обеспечивает реактивная система аварийного спасения (САС), которая затем сбрасывается. После аварии на более позднем этапе производится спуск по баллистической траектории, при котором экипаж испытывает значительные перегрузки.

Авария 11 октября 2018 года

Подобный случай произошел в 1975 г., когда отказала вторая ступень ракеты при запуске космического корабля «Союз-18» с советскими космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым. Тогда спускаемый аппарат приземлился на Алтае, а экипажу пришлось пережить очень значительные перегрузки. Тогда из динамиков в Центре управления полетом слышались хриплые, сдавленные крики Василия и Олега. Худшие опасения специалистов подтвердились – спуск проходил при отрицательном аэродинамическом качестве. Ситуация на борту спускаемого аппарата с каждой секундой вызывала все больше опасений: перегрузка зашкалила за 10g. Потом на ленте телеметрии появилась страшная цифра 15. И, наконец, 21,3g – сценарий грозил обернуться гибелью отважных покорителей Космоса. 

«Стало «уходить» зрение: сначала оно перешло в черно-белый цвет, затем стал сужаться угол зрения. Мы находились в предобморочном состоянии, но все же сознание не теряли. Пока перегрузка давит, думаешь только о том, что надо ей сопротивляться, и мы сопротивлялись как могли. При такой огромной перегрузке, когда невыносимо тяжело, рекомендуется кричать, и мы кричали изо всех сил, хотя похоже это было на сдавленный хрип» - из воспоминаний О. Макарова

К счастью, все закончилось благополучно. Согласно скупым отчетам, запуск корабля был произведен 5 апреля 1975 года с космодрома Байконур и завершился спустя 21 минуту 27 секунд в 1574 километрах от точки старта, на территории Горного Алтая. Максимальная высота подъема составила 192 километра.

Новый Центр слежения за космическими объектами в Усолье-Сибирском >>

Двигатели РД-108 второй ступени ракеты «Союз-ФГ» разработаны химкинским НПО «Энергомаш». Они производятся на самарском предприятии ПАО «Кузнецов» в Самаре, входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Ракета-носитель «Союз-ФГ» производится в Самаре предприятием Российский космический центр (РКЦ) «Прогресс», входящим в «Роскосмос». До сих пор было произведено 64 пуска этой модификации ракеты «Союз», все были успешными, последний состоялся 6 июня 2018 г. Космический корабль «Союз МС» производится РКК «Энергия» в подмосковном Королеве.

Эпилог. Шанс на спасение

Ракетно-космическая система «Союз» обеспечивает спасение экипажа при возникновении любых нештатных ситуаций на всех участках траектории выведения корабля на околоземную орбиту. Исключением являются катастрофические разрушения ракеты-носителя (подобным взрыву американского шаттла «Челленджер»), а также такая жуткая экзотика, как «пленники орбиты» - корабль не может сманеврировать и вернуться на Землю из-за отказа двигателя.

Всего предусмотрено три сценария, каждый для конкретного диапазона времени:

Сценарий № 1. Осуществляется с момента, когда захлопывается люк космического корабля и сопровождающие спускаются на лифте к подножию ракеты. При возникновении серьезной проблемы, автоматическая система буквально «разрывает» космический корабль пополам и «отстреливает» в сторону блок из головного обтекателя и капсулы с людьми. Отстрел производится с помощью твердотопливного двигателя головного обтекателя – ввиду данного условия, сценарий № 1 справедлив до 157-ой секунды полета, до момента сброса головного обтекателя. 

Как работает система спасения экипажа корабля

Согласно расчетам, при аварии на стартовом столе, капсула с космонавтами улетает на километр вверх и на пару сотен метров в сторону от ракеты-носителя, затем следует мягкая посадка на парашюте. Тяга двигателя, срывающего головной обтекатель достигает 76 тонн. Время работы – чуть больше одной секунды. Перегрузка в этом случае зашкаливает за 10g.

Сценарий № 2. Этот вариант срабатывает при аварии на участке выведения между 157 и 522 секундами полета. Высота пара сотен километров. Скорость близка к первой космической. В этом случае производится экстренное отделение «Союза» от ракеты-носителя, после следует разделение космического корабля на спускаемый аппарат, орбитальный и приборно-агрегатный отсек. Система управления спуском должна сориентировать капсулу с космонавтами таким образом, чтобы спуск проходил в режиме «максимального аэродинамического качества». Далее, спуск пройдет в обычном штатном режиме.

Сценарий № 3. Верхний участок траектории. Корабль уже находится в открытом космосе (высота несколько сотен километров), но еще не успел набрать первой космической скорости. В этом случае следует штатное разделение отсеков корабля - и спускаемый аппарат производит управляемый спуск в атмосфере Земли.

Вернуться на главную страницу >>

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Второй летный самолет МС-21 продолжит испытания в новой окраске >>

Первый китайский магистральный самолет совершил первый полет >>

Новая поточная линия сборки агрегатов для МС 21>>

 Новейший истребитель пятого поколения поднялся в воздух с новым двигателем >>

Лучшие истребители России >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

    

Испытания нового самолета МС-21       Ил-96-300 -самолет президента                        Самолет МС-21                            Самолет Ил-76МД-90А

Просмотров: 448
Загрузок: 0
Тэги : 24РосИнфо , Космос
Рейтинг:
6 / 30 ( Отлично )

В этом разделе

15 Февраля, 2018
Дело для души
Реклама
Relap
EngageYa
Популярные публикации
Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 47807

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 34755

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Что изменится в России с 1 января 2018 года просмотров: 33864

Новый год принесет с собой большое количество изменений, одним из которых станет введение в нашей стране новых законов. Необходимо уже сейчас узнать, какие новые законы с 1 января 2018 года в России начнут действовать.

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 32813

Концерн «Калашников» вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими «адаптивными» автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Поиск
Реклама

курс ЦБ РФ

Доллар США USD $1=65,4026 RUB
Евро EUR 1=75,6512 RUB
Фунт стерлингов Соединенного королевства GBP £1=86,0175 RUB
Японских иен JPY ¥100=58,2677 RUB
Швейцарский франк CHF ¤1=65,9766 RUB
Китайских юаней CNY ¤10=94,4469 RUB
Украинских гривен UAH ¤10=23,4250 RUB
Казахстанских тенге KZT ¤100=18,0182 RUB
Последнее из Галереи
Рейтинг : Отлично
Россия 24,новости
8 Июнь, 2018
Рейтинг : Отлично
радиостанция,Вести ФМ
8 Июнь, 2018
Рейтинг : Отлично
РБК,новости
8 Июнь, 2018
Календарь публикаций
« Октябрь 2018
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Реклама
Реклама