Информационное агентство
14 Ноября, 2016  10:50

ЯМЗ начал серийное производство газовых двигателей

ЯМЗ,Автодизель,газовый двигатель,ЯМЗ-530 CNG

Ярославский моторный завод (ЯМЗ) «Автодизель» «Группы ГАЗ приступил к серийному производству газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG экологического стандарта «Евро-5». 

 

Это самая современная российская разработка газового двигателя для грузовой, пассажирской, сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники. Старт нового проекта на ЯМЗ приурочен к празднованию 100-летия предприятия, образованного в 1916 году императорским указом о строительстве в стране шести автомобильных заводов. На первых этапах своего развития ярославский завод специализировался на выпуске грузовиков, самосвалов, троллейбусов и других видов автомобильной техники. Создание ЯМЗ стало отправной вехой в развитии всего российского автомобилестроения: ряд известных сегодня в России и СНГ автомобильных заводов обязан своим появлением именно «Автодизелю», который стал научно-внедренческой площадкой, где получили жизнь популярные марки автомобилей, переданные в рамках кооперации народного хозяйства на другие заводы СССР.

Пуск нового производства состоялся в присутствии Президента России Владимира Путина, после торжественной церемонии состоялась его встреча с работниками предприятия.

Ярославский моторный завод «Группы ГАЗ» приступил к серийному производству двигателей ЯМЗ-530 CNG, работающих на компримированном природном газе (compressed natural gas, CNG). Применение техники, работающей на метане, позволяет обеспечить уровень эксплуатационных затрат на 40-50% ниже по сравнению с дизелем и бензином и снизить уровень выбросов угарного газа в 5-6 раз.

photo

В средних рядных 4-х и 6-цилиндровых моделях двигателей ЯМЗ-530 CNG мощностью от 150 до 312 л.с. стандарта «Евро-5» с потенциалом обеспечения «Евро-6» применены передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Они разработаны совместно с компанией Westport – признанным  лидером в создании газовых двигателей для коммерческого транспорта (изделия компаний Cummins, Caterpillar, GM, Kenworth, Hyundai, Volvo, Weichai). Моторы ЯМЗ-530 CNG могут применяться на самой разнообразной грузовой, пассажирской, строительно-дорожной и сельскохозяйственной технике. Двигатели обладают высоким экспортным потенциалом.

Торжественный старт производства.jpg

Параметры газовых двигателей ЯМЗ-530 соответствуют техническому уровню лучших мировых производителей. Опытные образцы прошли  испытания в специализированных испытательных боксах «Автодизеля», а затем подтвердили свою надежность во время испытаний в составе грузовых автомобилей ГАЗ, «Урал», автобусов ПАЗ, ЛИАЗ и других моделей техники. Ресурс двигателя в зависимости от модификации составляет до 1 млн км, межсервисный интервал до 50 тыс. км.

Осмотр производства ЯМЗ-530.jpg

Выпуск новых газовых двигателей ведется в едином технологическом потоке с дизельными двигателями ЯМЗ-530 на производстве, которое является одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Завод общей площадью 57 000 м², оснащенный современным технологическим и инженерным оборудованием, начал работу в 2012 году.

Производство сертифицировано в соответствии с требованиями международной системы ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Общая мощность производства газовых и дизельных двигателей ЯМЗ-530 – 20 000 в год, с возможностью расширения до 50 000. В рамках реализации проекта сформирована команда сотрудников со значительным потенциалом для развития, высоким образовательным и квалификационным уровнем (высшее образование – 72%, владение навыками и методами международной системы ISO/TS 16949 – 100% персонала). Общая сумма инвестиций в строительство завода и освоение линейки дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 составляет около 11 млрд рублей.

Подписание памятной таблички первого газового двигателя ЯМЗ-530.jpg

В рамках проекта по организации производства дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 ведется локализация комплектующих, в том числе высокотехнологичных, с размещением производств на российских предприятиях. На сегодняшний день на предприятиях «Группы ГАЗ» и других российских заводах локализован ряд комплектующих, ранее выпускавшихся в Европе, включая отливку блока цилиндров, поковку коленчатого вала, турбокомпрессор, распределительный вал и др.

Производство двигателей ЯМЗ 530 семейства (2).jpg

Локализация комплектующих для двигателей ЯМЗ-530 позволяет обеспечить конкурентоспособную стоимость продукции с сохранением качества на уровне мировых аналогов, сократить зависимость экономики предприятия от колебаний валютного курса и увеличить объемы производства на отечественных предприятиях.

Применяемость ЯМЗ-5340 CNG Р4


Автобусы

Автомобили

ЯМЗ-53414

ЯМЗ-53414-10

ЯМЗ-53424

ЯМЗ-53424-01

ЯМЗ-53414-20

ЯМЗ-53444-20

ПАЗ

53414 - автобус ПАЗ-320412 до 14 т;

53414-10 - автобус КАВЗ-4235

ПАЗ

53424 - автобус

ПАЗ-3204 до 11 т;

53424-01 - автобусы ПАЗ-32053, ПАЗ-4234

МАЗ среднетоннажные грузовые автомобили

ГАЗ

среднетоннажные грузовые автомобили семейства “Газон-Некст” (4х2)


Газон-Next_CNG 1.jpg Газон-Next_мусоровоз.jpg KAVZ-4238_CNG.jpg



Применяемость ЯМЗ-536 CNG Р6


Автобусы

Автомобили

ЯМЗ-53604-40

-41, -42

ЯМЗ-53624-40

-41, -42

ЯМЗ-53644-40

-41, -42

ЯМЗ-53604

ЯМЗ-53604-10

ЯМЗ-53604-20

ЯМЗ-53624

ЯМЗ-53624-10

ЯМЗ-53624-20

ЯМЗ-53644

ЯМЗ-53644-10

ЯМЗ-53644-20

ЛИАЗ-6212, -6213, -5256 пригород

ЛИАЗ-5392

ЛИАЗ -5256

-5292, -5293

МАЗ, “Урал“, КамАЗ 32 т, автопоезда 38 т

МАЗ, “Урал, КамАЗ 30 т, автопоезда 36 т

МАЗ, “Урал“,КамАЗ 26 т, автопоезда 32 т


LIAZ-5292.jpg LIAZ-6213.jpg URAL-NEXT.jpg МАЗ-Сапфир_CNG.jpg

 

Ресурс, ТО


 

Автобусы ПАЗ (КАВЗ)

Автомобили МАЗ, ГАЗ

 

ЯМЗ-53414

ЯМЗ-53414-10

ЯМЗ-53424

ЯМЗ-53424-01

ЯМЗ-53414-20

ЯМЗ-53444-20

Ресурс до капремонта, тыс. кмили час

700 / 12000

700 / 12000

900 / 13000

700 / 12000

Гарантийный ресурс, км

 

Гарантийные срок эксплуатации и наработка газовых двигателей равны гарантийным сроку и наработке изделий, на которые они установлены

ТО-1

км пробега или часработы двигателя

15 000 км / 500 часов

самосвалы, шасси; автобусы – городские маршруты

25 000 км

автомобили для междугородних перевозок; автобусы - междугородние маршруты

ТО-2

каждые км пробега или час работы двигателя

3 0000 км / 1000 часов

самосвалы, шасси; автобусы – городские маршруты

50 000 км

автомобили для междугородних перевозок; автобусы - междугородние маршруты

 

 

 


 

Автобусы ЛИАЗ

Автомобили МАЗ, УРАЛ, КАМАЗ

 

ЯМЗ-53604-40

ЯМЗ-53624-40

ЯМЗ-53644-40

-41, -42

ЯМЗ-53604

ЯМЗ-53604-10

ЯМЗ-53604-20

ЯМЗ-53624

ЯМЗ-53624-10

ЯМЗ-53624-20

ЯМЗ-53644

ЯМЗ-53644-10

ЯМЗ-53644-20

Ресурс до капремонта, км или час

900 000 / 13000

1 000 000 / 13000 а/м для междугородних перевозок

800 000 / 13000 самосвалы, шасси

Гарантийный ресурс, км

 

 

Гарантийные срок эксплуатации и наработка газовых двигателей равны гарантийным сроку и наработке изделий, на которые они установлены

ТО-1

км пробега или часработы двигателя

15 000 км / 500 часов

самосвалы, шасси; автобусы – городские маршруты

25 000 км

автомобили для междугородних перевозок; автобусы - междугородние маршруты

ТО-2

км пробега или часработы двигателя

3 0000 км / 1000 часов

самосвалы, шасси; автобусы – городские маршруты

50 000 км

автомобили для междугородних перевозок; автобусы - междугородние маршруты

ГАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
ЯМЗ-536 CNG

 

 

Автобусы

 

ЯМЗ-53604-40

-41, -42

ЯМЗ-53624-40

-41, -42

ЯМЗ-53644-40

-41, -42

Число и расположение цилиндров

6, рядное

Рабочий объем двигателя, л

6,65

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

105 / 128

Номинальная мощность брутто, кВт (л.с.)

229,4 (312)

211 (287)

191,2 (260)

Полезная мощность (Правила ООН № 85), кВт (л.с.)

229 (311,4)

210 (285,6)

190 (258,4)

Номинальная частота вращения, мин-1

2300 ± 25

2300 ± 25

2300 ± 25

Максимальный крутящий момент брутто, Н· м (кгс· м)

1236,1 (126)

1047,8 (117)

1098,7 (112)

Максимальный крутящий момент (Правила ООН № 85), Н· м (кгс· м)

1220 (124,4)

1130 (115,2)

1080 (110,1)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1

1200-1600

1100-1600

1100-1600

Удельный расход газа, г/кВт· ч (норм.м3/кВт· ч): - минимальный при частоте вращения 1200-1500 мин-1

210,6 (0,312)

210,6 (0,312)

215,6 (0,320)

- при номинальной мощности брутто

221 (0,328)

224,4 (0,333)

228,3 (0,339)

Часовой расход топлива при номинальной мощности брутто, норм.м3

51

44

39

Расход масла на угар:

- удельный, г/(кВт· ч) / г/(л.с.· ч)

- относительный, % от расхода топлива

0,22 (0,16)

0,1

0,22 (0,16)

0,1

0,22 (0,16)

0,1

Масса незаправленного двигателя, кг

640

640

640

Масса заправленного двигателя в комплектности поставки, кг

700

700

700

Ресурс двигателя до капитального ремонта, тыс.км пробега ТС, не менее

900

900

900

Гарантийный ресурс, км пробега ТС

100 000

100 000

100 000

Система подачи топлива

аккумуляторного типа фирмы Westport

КП и сцепление

SAE 1

Экология

Правила ООН № 49-05В2 (G) Euro 5

Средний уровень шума, дБ(А)

92,5

Назначение

ЛИАЗ-6212, -6213, -5256 пригород

ЛИАЗ-5392

ЛИАЗ -5256

-5292, -5293


Скор ЯМЗ-53604 CNG рус.jpg   Скор ЯМЗ-53624 CNG рус.jpg  Скор ЯМЗ-53644 CNG рус.jpg

 

Автомобили

 

ЯМЗ-53604

ЯМЗ-53604-10

ЯМЗ-53604-20

ЯМЗ- 53624

ЯМЗ-53624-10

ЯМЗ-53624-20

ЯМЗ-53644

ЯМЗ-53644-10

ЯМЗ-53644-20

Число и расположение цилиндров

6, рядное

Рабочий объем двигателя, л

6,65

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

105 / 128

Номинальная мощность брутто, кВт (л.с.)

229,4 (312)

211 (287)

191,2 (260)

Полезная мощность (Правила ООН № 85), кВт (л.с.)

229 (311,4)

210 (285,6)

190 (258,4)

Номинальная частота вращения, мин-1

2300 ± 25

2300 ± 25

2300 ± 25

Максимальный крутящий момент брутто, Н· м (кгс· м)

1236,1 (126)

1047,8 (117)

1098,7 (112)

Максимальный крутящий момент (Правила ООН № 85), Н· м (кгс· м)

1220 (124,4)

1130 (115,2)

1080 (110,1)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1

1200-1600

1100-1600

1100-1600

Удельный расход газа, г/кВт· ч (норм.м3/кВт· ч): - минимальный при частоте вращения 1200-1500 мин-1

210,6 (0,312)

210,6 (0,312)

215,6 (0,320)

- при номинальной мощности брутто

221 (0,328)

224,4 (0,333)

228,3 (0,339)

Часовой расход топлива при номинальной мощности брутто, норм.м3

51

44

39

Расход масла на угар:

- удельный, г/(кВт· ч) / г/(л.с.· ч)

- относительный, % от расхода топлива

0,22 (0,16)

0,1

0,22 (0,16)

0,1

0,22 (0,16)

0,1

Масса незаправленного двигателя, кг

640

640

640

Масса заправленного двигателя в комплектности поставки, кг

700

700

700

Ресурс двигателя до капитального ремонта, тыс.км пробега ТС, не менее

1000 дорожн.

800 самосв

1000 дорожн.

800 самосв

1000 дорожн.

800 самосв

Гарантийный ресурс, км пробега ТС

100 000

100 000

100 000

Система подачи топлива

аккумуляторного типа фирмы Westport

КП и сцепление

SAE 1

Экология

Правила ООН № 49-05В2 (G) Euro 5

Средний уровень шума, дБ(А)

92,5

Назначение

МАЗ, “Урал“, КамАЗ 32 т, автопоезда 38 т

МАЗ, “Урал, КамАЗ 30 т, автопоезда 36 т

МАЗ, “Урал“,КамАЗ 26 т, автопоезда 32 т

ЯМЗ-5340 CNG

 

 

Автобусы

 

ЯМЗ-53414

ЯМЗ-53414-10

ЯМЗ-53424

ЯМЗ-53424-01

Число и расположение цилиндров

4, рядное

Рабочий объем двигателя, л

4,43

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

105 / 128

Номинальная мощность брутто, кВт (л.с.)

125 (170)

110 (150)

Полезная мощность (Правила ООН № 85), кВт (л.с.)

124(168,5)

109 (148,5)

Номинальная частота вращения, мин-1

2300±25

2300±25

Максимальный крутящий момент брутто, Н· м (кгс· м)

590 (60)

590 (60)

Максимальный крутящий момент (Правила ООН № 85), Н· м (кгс· м)

580 (59,2)

580 (59,2)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1

1200-1600

1200-1600

Удельный расход газа, г/кВт· ч (норм.м3/кВт· ч)

 

 

- минимальный при частоте вращения 1200-1500 мин-1

179 (0,266)

179 (0,266)

- при номинальной мощности брутто

186,5 (0,277)

186,5 (0,277)

Часовой расход топлива при номинальной мощности брутто, норм.м3

27,7

27,7

Расход масла на угар:

- удельный, г/(кВт· ч) / г/(л.с.· ч)

- относительный, % от расхода топлива

0,22 (0,16)

0,1

0,22 (0,16)

0,1

Масса незаправленного двигателя, кг

460

460

Масса заправленного маслом двигателя в комплектности поставки, кг

540

540

Масса двигателя со сцеплением в комплектности поставки, кг

-

-

Ресурс двигателя до капитального ремонта, км пробега ТС, не менее

700 000

700 000

Гарантийный ресурс, км пробега ТС

100 000

100 000

Система подачи топлива

аккумуляторного типа фирмы Westport

КП и сцепление

SAE 3

Экология

Правила ООН № 49-05В2 (G) - Euro 5

Средний уровень шума, дБ(А)

92,5

Назначение

ПАЗ

ЯМЗ-53414 - автобус ПАЗ-320412 до 14 т;

ЯМЗ-53414-10 - автобус КАВЗ-4235

ПАЗ

ЯМЗ-53424 - автобус

ПАЗ-3204 до 11 т;

ЯМЗ-53424-01 - автобусы ПАЗ-32053, ПАЗ-4234


Скор ЯМЗ-53414 CNG рус.jpg  Скор ЯМЗ-53424 CNG рус.jpg  Скор ЯМЗ-53444 CNG рус.jpg

 

Автомобили

 

ЯМЗ-53414-20

ЯМЗ-53444-20

Число и расположение цилиндров

4, рядное

Рабочий объем двигателя, л

4,43

Диаметр цилиндра / ход поршня, мм

105 / 128

Номинальная мощность брутто, кВт (л.с.)

125 (170)

110,3 (150)

Полезная мощность (Правила ООН № 85), кВт (л.с.)

124(168,5)

109,5 (148,9)

Номинальная частота вращения, мин-1

2300±25

2300±25

Максимальный крутящий момент брутто, Н· м (кгс· м)

590 (60)

493 (50,3)

Максимальный крутящий момент (Правила ООН № 85), Н· м (кгс· м)

580 (59,2)

490 (49,9)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1

1200-1800

1200-2100

Удельный расход газа, г/кВт· ч (норм.м3/кВт· ч)

 

 

- минимальный при частоте вращения 1200-1500 мин-1

179 (0,266)

179 (0,266)

- при номинальной мощности брутто

186,5 (0,277)

186,5 (0,277)

Часовой расход топлива при номинальной мощности брутто, норм.м3

27,7

27,7

Расход масла на угар:

- удельный, г/(кВт· ч) / г/(л.с.· ч)

- относительный, % от расхода топлива

0,22 (0,16)

0,1

0,22 (0,16)

0,1

Масса незаправленного двигателя, кг

460

460

Масса заправленного маслом двигателя в комплектности поставки, кг

540

540

Масса двигателя со сцеплением в комплектности поставки, кг

-

570

Ресурс двигателя до капитального ремонта, км пробега ТС, не менее

900 000

700 000

Гарантийный ресурс, км пробега ТС

100 000

100 000

Система подачи топлива

аккумуляторного типа фирмы Westport

КП и сцепление

SAE 3

SAE 3 ZF MF362

Экология

Правила ООН № 49-05В2 (G) - Euro 5

Средний уровень шума, дБ(А)

92,5

Назначение

МАЗ среднетоннажные грузовые автомобили

ГАЗ

среднетоннажные грузовые автомобили семейства “Газон-Некст” (4х2)

Система подачи газа двигателей ЯМЗ-530 CNG

 

Аккумуляторного типа, с распределенным впрыском с электронным управлением, Westport


Регулятор давления С300 Westport 
Регулятор давления 
   

WestportC300, монтируется на шасси ТС; включает датчик давления в баке, запорный клапан

(на двигателе не устанавливается, входит в комплект поставки)


       
Рампа Р4 Westport Датчик давления газа Westport 
Рампа
(аккумулятор) 
   

Westport, коробчатого типа, со встроенным датчиком давления газа


       
Дозатор газа(форсунки)    

Nikki, закрытого типа с встроенным электромагнитным клапаном


       
Фильтр газовый низкого давления Parker 
Фильтр низкого давления газа
   

Parker, полнопоточный фильтр, со сменным фильтрующим элементом,


       
Фильтр газовый высокого давления Westport 
Фильтр высокого давления
   

VALTEK, монтируется на шасси ТС; защищает регулятор давления топлива и осуществляет предварительную фильтрацию в топливной системе

(на двигателе не устанавливается, входит в комплект поставки)


       
Трубопровод регулятор давления ФНД    

 


       
Топливо    

NG-H/NG – L/NG-HL Газ природный расширенного ассортимента (H-газ, L-газ)





Система зажигания



Свеча зажигания  

 

 

Bosch YR6 SII3320, искровой зазор 0,30-0,05 мм


       
Катушка зажигания ME 52-78 Marshall 
Катушки зажигания
 

 

 

Marshall ME 52-78одноканальные, одноискровые


       
Дроссельная заслонка Bosch 
Дроссельная заслонка
 

 

 

Bosch, электроуправляемая






Система управления подачей газа двигателей ЯМЗ-530 CNG

 

Микропроцессорная, фирмы Westport


ЭБУ WP 580 Westport 
Электронный блок управления(ЭБУ)
 

 

 

 

Westport, WP-580

Основные функции

  • осуществляет управление двигателем
  • взаимодействует с электронными устройствами транспортного средства по каналу CAN (SAE J 1939);
  • выполняет функции бортовой диагностики в соответствии с требованиями Правил ООН №49-05С, по стандартам ISO 15031, SAE J 1939;
  • сигнализирует водителю о возникновении аварийных ситуаций посредством ламп на панели приборов ТС (диагностики двигателя, лампа ИС, аварийного давления масла и т. д.);
  • выполняет функцию ограничения крутящего момента согласно требованиям Правил ООН №49-05С;
  • выполняет функцию ограничения скорости в соответствии с Правилами ООН № 89;
  • выполняет функцию аварийной защиты двигателя;
  • выполняет функции круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.
         
Датчик давления и температуры воздуха Bosch  Датчик давления воздуха Sensata 
Датчик детонации Bosch  Датчик расхода газов системы ЕГР Sensata 4MPP7-2Датчик температуры ОГ 
  
Датчики системы управления и устройства коммутации

 

 

 
  • датчик частоты вращения коленчатого вала,Bosch,
  • датчик частоты вращения распределительного вала, Bosch;
  • датчик давления и температуры масла,Bosch;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости, Bosch;
  • датчик детонации,Bosch;
  • датчик давления воздуха, фирмыSensata;
  • датчик расхода газов системы EGR,Sensata;
  • жгут проводов

Датчик кислорода
 

 

 

Кислородный датчик Bosch LSF 4.2



 


 

 

Система рециркуляции отработавших газов – EGR

 

   

Заслонка EGR

 

С пневмоприводом и датчиком положения

         
   

Электромагнитный клапан привода заслонки EGR

 

Электромагнитный пневмоклапан, управляемый ШИМ-сигналом от ЭБУ

         
Клапан управления перепуском отработавших газов Motor Service  

Клапан управления перепуском отработавших газов

 

Motor Service, пневмоэлектрический клапан, управляется на турбине ТКР ШИМ-сигналом от блока управления

         
Клапан перепуска воздуха ТКР 7.04908 Motor Service  

Клапан перепуска воздуха на компрессоре ТКР

 

Motor Service, пневмоэлектрический клапан, управляется сигналом от блока управления





Система турбонаддува


Турбокомпрессор

 

 

C радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором, оборудован перепускным клапаном

     

534 Р4

 

Borg Warner B1СG либо НПО “Турботехника” ТКР 50

     

536 Р6

 

Borg Warner B2СG либо НПО “Турботехника” ТКР 80

 

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

   

Путин на заводе "Автодизель"     "Скорпион"-замена армейским УАЗам    Испытания Т-90МС в пустыне          Стройка Крымского моста

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

14 июня 2016 г.      25-тысячный двигатель ЯМЗ-530

10 ноября 2016 г.   Стройка Крымского моста перешла на зимний режим

09 ноября 2016 г.   Двигатель ПД-14 – предвестник возрождения авиастроения

08 ноября 2016 г.   Крупнейший газоперерабатывающий завод в России

31 октября 2016 г.  Готовится база для создания гиперзвуковых ракет

Источник

Просмотров: 1753
Загрузок: 13
Тэги : Группа ГАЗ
Рейтинг:
28 / 140 ( Отлично )

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?

Реклама
Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 28733

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 27170

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 26782

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Спущена на воду подводная лодка «Великий Новгород» просмотров: 22774

Накануне 110-летия со дня основания подводного флота России на "Адмиралтейских верфях" прошла церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки "Великий Новгород" для ВМФ России. 

Поиск
Реклама
Календарь публикаций
« Ноябрь 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930