Информационное агентство
9 Марта, 2017  20:42

Баварские и рыбинские моторы

Сатурн,история,завода,авиадвигатель,БМВ,Рыбинск

Вслед за столетием ПАО «НПО «Сатурн» в нынешнем 2017 году отметит свой вековой юбилей знаменитый немецкий концерн «БМВ». Компания официально была зарегистрирована в июле 1917 года, а ее основателями стали Карл Рапп и Густав Отто. 

Зарождение марки BMW исторически совпало с революционными переменами в России и стало для баварской марки знаковым: судьба Bayerische Motoren-Werke оказалась неразрывно связана с Россией.

Сегодняшний мировой лидер в производстве легковых автомобилей и внедорожников в начале своей деятельности сделал ставку на Россию: 5 июня 1924 года был заключен первый контракт на поставку в Советский Союз 50 рядных шестицилиндровых авиамоторов BMW. Их испытание проводили на стендах в Научном автомобильном и моторном институте (НАМИ). Руководил работами Владимир Яковлевич Климов, позднее назначенный главным конструктором рыбинского завода.

НПО «Сатурн» заменит украинские двигатели >>

Двигатель BMW-IV показал на стенде мощность всего 230–240 л. с., вместо заявленных 300 л. с. Результаты первых испытаний привели к охлаждению интереса к изделиям Баварского завода. Однако 19 октября 1925 года совместное заседание представителей Авиатреста и Управления Военно-воздушных сил РККА (УВВС) вынесло следующее решение: «Признать безусловно желательным привлечение первоклассных иностранных моторостроительных фирм как к техническому содействию нашему моторостроению, так и к непосредственной работе в СССР...». И в феврале 1927 года в Германию для переговоров с фирмой BMW о строительстве в СССР авиамоторного завода и закупке лицензии на авиадвигатель BMW-VI выехала делегация Авиатреста.

Первый авиадвигатель БМВ 3

14 октября 1927 года договор на лицензионное производство моторов BMW- VI в СССР был подписан. Один экземпляр этого документа хранится в Рыбинском филиале Госархива Ярославской области (РбФ ГАЯО. Фонд Р-39, оп. 3, д. 28). «...Авиатрест в лице председателя правления М. Г. Урываева, действующего на основании постановления СНК СССР от 27 сентября 1927 года (протокол № 227, п. 11), с одной стороны, и Германское Акционерное Общество «Баварские Моторные Заводы» («Байрише Моторен-Верке»), Мюнхен, в дальнейшем именуемое «БМВ», в лице директоров Франца Иосифа Поппа и Рихарда Фойгта... заключили настоящий договор о нижеследующем: ...«БМВ» предоставляет Авиатресту право пользования как всеми имеющимися у них в настоящее время патентами и дополнительными патентами, которые будут заявлены, зарегистрированы или приобретены «БМВ» в течение всего срока действия настоящего договора и которые «БМВ» будут использованы в области производства авиамоторов типа БМВ-VI. «БМВ» предоставляет в пользование Авиатреста все конструктивные и рабочие чертежи, а равно весь свой технический опыт, относящийся к производству моторов типа БМВ-VI... в частности «БМВ» обязуется передать Авиатресту все рабочие чертежи деталей».

Сатурновский двигатель SaM146 отработал 100 тысяч циклов >>

Срок действия договора составлял 5 лет. Авиатрест заплатил по договору 50 000 долларов и после приемки первых моторов должен был отчислять в пользу БМВ 7,5 % стоимости каждого двигателя, в целом не менее 50 000 долларов в год. По договору, специалисты БМВ обязывались обучить советских специалистов на немецких заводах.

Немецкий авиамотор

Среди откомандированных специалистов были инженеры завода № 26 Фохт, Брискин, Бычков и Зарудный. Рыбинский филиал ГАЯО хранит их подробный – в несколько десятков страниц – отчет об этой командировке (РбФ ГАЯО. Фонд Р-39, оп. 3, д. 49.). Перелистаем этот документ, инженеры пишут, что «в исполнение договора на заводе № 26 были получены из Германии все рабочие чертежи мотора с указанием допусков, спецификация деталей с указанием марок материала, листы планов механической обработки деталей, чертежи приспособлений, фотографии деталей мотора в обработке и прочие материалы. Ко времени командировки они были изучены».

Задание командированным было сформулировано так: «получить все данные о медных и алюминиевых сплавах, применяемых заводом БМВ; изучить методы формовки и плавки алюминиевого и бронзового литья; получить данные по термической обработке деталей; ознакомиться с организацией производства...».

Статус программы самолета МС21 >>

«Вся администрация завода БМВ относилась к нам чрезвычайно любезно и внимательно, – пишут в отчете рыбинские инженеры. – На заводе нам были предоставлены отдельное помещение для занятий и полная свобода в посещении всех цехов, кроме опытного... За время пребывания мы получили дополнительно около 200 чертежей приспособлений и инструмента, из коих большинство было выпущено после декабря 1928 года, когда была произведена приемка материала от БМВ, около 40 фотографий деталей и моделей в обработке... около 30 эскизов приспособлений и кокилей... получены формы документов по организации управления производством...»

Общая характеристика немецкого завода начинается с расчетов его прибыли. Завод производит две марки мотора БМВ, две марки мотоциклов БМВ, ведет ремонт этих изделий. В то же время, предприятие ведет подготовку серийного производства недавно закупленного в Канаде двигателя Пратт-энд-Уитни мощностью 525 л. с. Годовая прибыль завода составляет 7 млн долларов в год. При этом на заводе трудятся 2000 рабочих и 400 служащих.

Сборочный конвейер рыбинского моторостроительного завода

Организации управления технической части предприятия посвящена значительная часть отчета рыбинских инженеров: «Во главе производства стоит технический директор, подчиненный генеральному... Ему подчинен «заведующий производством», «в распоряжении которого имеются: бюро предварительной калькуляции, бюро приспособлений, бюро заказов, бюро труда, расчетный отдел, все цеха, кроме литейного и модельного... Во главе каждого цеха – обер-мастер... Все управление производством поражает своей простотой, четкостью, отсутствием формализма, минимальным количеством документов, их простотой и чрезвычайно коротким путем их прохождения... Сопроводительная карта является в то же время и накладной для сдачи изделий по их изготовлении... Между мастерами различных цехов наблюдается чрезвычайно тесная связь и чрезвычайная сплоченность в работе всего технического персонала...»

Как испытывают МС-21 перед первым полетом? >>

«Столь простая схема управления производством возможна лишь при наличии высококвалифицированного, опытного, чрезвычайно дисциплинированного и технически культурного рабочего и технического персонала, как на заводе БМВ... Рабочий день уплотнен до предела. Время начала и окончания работы считается не с момента прохода рабочего через проходную, а с момента фактического начала и окончания работы, время переодевания, мытья рук и т. п. в число часов рабочего дня не входит. На проходной учет прихода и ухода не ведется... Мастера внимательно следят за заработками своих рабочих, собственноручно каждый раз проверяя ведомости...». Это описание и сегодня, 90 лет спустя, читается с интересом.

Рыбинский моторостроительный завод

В отчете есть подробное описание двигателя и некоторых механических и термических процессов, в частности, описание нарезки резьбы на 4 листах, а также описание термической обработки главных деталей двигателя. Рядом – технология изготовления различных по назначению сплавов. Обращает на себя внимание список цехов, «большая часть зданий – старые, расположенные на окраине Мюнхена», – отмечают авторы отчета. При этом они составляют списки оборудования каждого из цехов, особенное внимание уделяя маркам станков и приспособлений. Так, в сборочном цехе «21 верстак, 4 быстроходных сверлилки, 1 гидравлический пресс, 2 ручных пресса, 1 токарный станок, 1 печь для нагрева поршней, 2 ванны для промывки, 1 машина для притирки поршневых колец, трубопровод сжатого воздуха, станок для испытания помп». Трудятся в сборочном цехе 70 рабочих.

Перспективы «Ильюшина» >>

Любопытно устройство испытательной станции: она «открытого типа, углублена в землю, кругом обнесена земляным валом, вокруг которого устроен трек для испытания мотоциклов. Станция имеет 10 испытательных станков (балансирных), причем станки невыкатные, т. е. станция открытая. Станки расположены под полом станции так, что мотор на станке расположен на уровне пола станции. Станки отделены друг от друга каменными стенами. Площадь, занимаемая каждым станком, – 10 ×15 м. ...Станция соединена с монтажной подземным туннелем, по которому моторы подаются на станцию и возвращаются с нее. Строя станцию, углубленную в землю, завод надеялся избежать шума при испытаниях, но цели этой не достиг, – пишут рыбинские инженеры. – Для наших условий такой тип станции непригоден, т. к. она открытая и зимой при нашем климате работать невозможно – испытательная площадка и котлован будут заноситься снегом...».

С точки зрения рыбинцев, заслуживающая внимания особенность производства на заводе БМВ в Мюнхене – организация транспорта. «Транспорт, межцеховой и внутрицеховой, осуществляется при помощи аккумуляторных электрических тележек и ручных с подъемными платформами. Передача грузов с этажа на этаж производится на трех лифтах. Указанные транспортные и подъемные механизмы вполне обеспечивают бесперебойную подачу материалов и полуфабрикатов из цеха в цех.

«Пермские моторы» готовы к серийному производству двигателя 5-го поколения >>

Надо заметить, что завод не придает большого значения внутризаводскому транспорту, т. к. стоимость его, учитывая высокую стоимость материала и обработки, занимает весьма малую долю в общей стоимости изделия. Тем не менее, с нашей точки зрения он налажен прекрасно и работает безукоризненно». «Всего за границей мы пробыли 64 суток, из них в пути 4 суток, в Мюнхене на заводе БМВ – 50, в Берлине – 10. ...В Берлине нами были осмотрены заводы Л. Леве и Ф. Вернера, уточнены заказы мерительного и режущего инструмента для завода № 26. Кроме того, Зарудный выезжал на один день на завод Демага для выяснения вопросов, связанных с заказом этому заводу электроцугов для завода № 26...».

Процитированные здесь архивные документы занимают важное место в истории отечественного двигателестроения. Рыбинские моторостроители, освоив особенности производства немецких моторов, наладили на своем молодом предприятии массовый выпуск мотора М-17, прообразом которого был немецкий двигатель BMW-VI. 15 августа 1930 года М-17 успешно прошел испытания и был принят Военно-воздушными силами РККА.

Авиамотор М-17

Объемы производства авиамотора М-17 значительно превзошли выпуск BMW-VI: всего в нашей стране изготовили около 28 000 таких двигателей в разных модификациях. Мотор М-17 устанавливали на самолеты И-3, ТБ-1 и ТБ-3, Р-5 и Р-6, П-5, ПС-9, ПС-89, МБР-2 и МБР-4, танки БТ-7, Т-28, Т-35, КВ-1 и другие виды советской техники. В целом же в истории Bayerische Motoren-Werke и Рыбинского моторостроительного завода немало общего. Оба предприятия были сильно разрушены во время Второй мировой войны. И оба начали возрождение послевоенного производства практически с нуля, достигнув высоких результатов развития во второй половине 20 века.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

ЯМЗ начал серийное производство газовых двигателей >>

Строители начинают сборку сводов арок Крымского моста >>

Двигатель ПД-14 – предвестник возрождения авиастроения >>

Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>

ММК освоил выпуск высокопрочных сталей MAGSTRONG >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

   

    Как собирают Боинг                               Завод "ЭТЕРНО"                   На ярославском заводе "Автодизель"          Судостроительный комплекс "Звезда"

Просмотров: 481
Загрузок: 12
Тэги : САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ , НПО Сатурн
Рейтинг:
24 / 120 ( Отлично )

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?

Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 27001

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 25337

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 23716

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Реальное положение дел в украинской авиационной отрасли просмотров: 22889

"МС-21 – это уже следующая высота, которую взял российский авиапром. Это уровень современных западных самолетов", – заявил советский и украинский авиаконструктор Анатолий Вовнянко,

Поиск
Календарь публикаций
« Июль 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31