Информационное агентство
30 Ноября, 2016  16:33

«Авиастар-СП» начал производить новые модифицированные ИЛ-76МД-90А

Ил-76МД-90А,Авиастар-СП,производство,испытания

Ульяновский завод «Авиастар-СП» является крупнейшим кооперантом по программе МС-21. В его цехах изготавливаются комплекты панелей на отсеки фюзеляжа, подкилевого отсека и отсека вспомогательной силовой установки, всех дверей и  хвостового оперения. 

В этом году завод «Авиастар-СП» начал производить новые модифицированные военные транспортники ИЛ-76МД-90А.

Раньше ИЛ-76 делали в Узбекистане, на Ташкентском авиазаводе. Но за 25 лет, прошедших с развала СССР, предприятие растеряло весь свой потенциал. Кончилось тем, что производство лишилось возможности делать новые самолеты — не осталось ни специального оборудования, ни людей. В настоящее время мощности завода перепрофилированы на сборку и производство механической оснастки и различных комплектующих деталей. Налажен выпуск строительных конструкций, продукции бытового назначения, автокомплектующих, запчастей для сельхозтехники и дверных замков.

Российские военные попали в очень трудное положение. ИЛ-76 — это главный армейский тяжелый транспортник. И без новых машин оборонке просто никак. Да и старые надо где-то модернизировать, обслуживать.

Успешно проходят летные испытания Ил-76МД-М >>

Слава богу, власти двух стран смогли договориться. Производство самолетов из Ташкента перенесли в Ульяновск, на предприятие «Авиастар-СП». Узбеки передали нам всю документацию на базовый ИЛ-76. К сожалению, чертежи модификаций остались в бывшей союзной республике.

Сейчас Ил-76МД-90А проектируют с помощью безбумажных технологий, с помощью  3D-программ. Российским инженерам пришлось частично разобрать один из новых транспортных самолетов, чтобы сделать 3D-модели всех усовершенствованных узлов. Зато теперь на отечественном заводе есть все необходимое для работы.

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

САМОЛЕТ-КОНСТРУКТОР

Цеха «Авиастара» по площади можно сравнить с небольшим провинциальным городом. Заводские помещения тянутся на несколько километров. Мне кажется, новичок тут легко может заблудиться — искать его будут еще несколько дней.

Очередной ИЛ-76МД-90А стоит в большом сборочном зале — предприятие сейчас выполняет большой заказ для Минобороны. Огромный самолет, в который влезает три грузовика или целый танк, кажется малышом, по сравнению с окружающим зданием.

- Мы сейчас делаем самолет-заправщик, - рассказал заместитель директора по производству ИЛ-76 Николай Дьяченко. - Машина доработана так, чтобы при необходимости дополнительные баки (на 20 тонн горючего каждый) можно было легко демонтировать. Буквально за 2-3 часа заправщик превращается в обычный транспортный или десантный самолет, предназначенный для перевозки людей.

Сейчас самолет выкрашен в светло-зеленый цвет. Это технологическое покрытие. Потом корпус сделают таким, какой нужен армии. Строящийся ИЛ-76МД-90А облеплен рабочими. Все они что-то сверлят, прикручивают, приклепывают. Уму не постижимо, сколько сил уходит на изготовление одного самолета. По нормативу, один такой летающий заправщик делают полтора года. Зато потом машина будет служить еще лет 40 — первые борты, построенные в 1971 году, до сих пор в строю.

На «Авиастаре» серьезный отдел техконтроля. То есть, каждый винтик или заклепку тщательно проверят на надежность и правильность установки.

Готов подкилевой отсек для третьего самолёта МС21 >>

Экипаж нового ИЛ-76МД-90А состоит из пяти человек: штурман, бортинженер, два пилота, погрузчик. Многовато. Вот западные самолеты управляются всего двумя людьми.

- А нельзя все процессы автоматизировать и передать компьютеру? - спрашиваю Дьяченко. - Тогда и людей надо меньше готовить.

- Все-таки у военных самолетов своя специфика. Им приходится летать в условиях боя, когда обычные вещи работать перестают (к примеру, навигация глушится). Тогда штурману нужно самому все высчитывать. Бортинженер способен бороться за живучесть самолета, если машина была атакована. Гражданским пилотам, летающим в мирное время, не надо все это делать, поэтому управление можно доверить всего двум людям.

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА

Модернизация, освоение нового для себя самолета, заказы от армии вдохнули в ульяновский авиазавод новую жизнь. На предприятие вернулась молодежь.

- Сейчас у нас 35% рабочих в возрасте до 30 лет, - рассказал директор по персоналу «Авиастара» Вадим Овейчук. - Пришлось пойти на разные хитрости, чтобы сделать завод интересным для молодежи.

Первые три года начинающим специалистам дополнительно к зарплате выдают денежную надбавку. При этом, каждые 12 месяцев рабочий должен подтверждать квалификацию — лоботрясов просто так кормить не будут.

Кроме этого, предприятие помогает специалистам из других городов и даже стран, которые хотят переехать в Ульяновск.

Первый полет Ил-76МД-М после модернизации >>

- К нам из Ташкента за последние годы перебралось 300 человек, - рассказал Овейчук. - У всех богатый опыт сборки самолетов Ил-76. Каждый получил от нас подъемные деньги. Завод вместе с областными властями оплатил переселенцам первоначальный взнос за квартиру по ипотеке. Теперь рабочим есть где жить.

Сейчас на «Авиастаре» трудится 10 500 человек. Неплохо — особенно, если учесть, что в 90-е и 2000-е годы предприятие сидело практически без работы. У старых сотрудников есть возможность передать опыт молодым до ухода на пенсию.

БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

Несколько лет назад — как раз, когда началось возрождение предприятия — ульяновский авиазавод столкнулся с проблемой обучения новых кадров. Оказалось, большинство выпускников местных техникумов просто не готово к работе на современном оборудовании. На «Авиастаре» вовсю используют 3D-печать, виртуальное моделирование, 5-осевые станки с компьютерным управлением. За пол дня все это не освоишь.

Сборочный цех ульяновского авиазавода

Цеха «Авиастара» по площади можно сравнить с небольшим провинциальным городом.

- Нам и местному авиационному коллежу пришлось заняться настоящей реформой образования, - рассказал Овейчук. - Теперь половину учебного времени студенты проводят на нашем заводе. Они реально учатся пользоваться современными станками. Так мы уверены, что после выпуска, рабочие смогут сразу приступить к делу.

Магистральный самолет 21 века >>

И это еще не все. В Ульяновском авиационном колледже по госпрограмме открывается Межрегиональный центр компетенций. Проект реализуется совместно Объединенной авиастроительной корпорацией, Министерством образования, правительством Ульяновской области и «Авиастаром». Тут с начала 2017 года начинают готовить специалистов новой формации для высокотехнологичных отраслей промышленности.

- Возьмем, к примеру, металлообработку, - говорит Овейчук. - Сейчас производством одной алюминиевой детали занимается сразу несколько человек. Один думает, на каком оборудовании и как сделать деталь. Другой настраивает станок. Третий пишет программу для станка. Четвертый стоит в цеху, нажимает кнопки и запускает ту самую автоматическую программу изготовления. А надо, чтобы все это делал один человек!

Кроме того, в колледже стали готовить специалистов по композитным материалам. Раньше такой учебной программы в Ульяновске не было вообще. Главное, что Международный центр компетенций на базе колледжа будет готовить специалистов по международной методике и стандартам WorldSkills.

Выкатка на покраску Ил-76МД-90А на авиазаводе

Кстати, международный чемпионат WorldSkills 2019 пройдет в России, в Казани. Это право наша страна выиграла в прошлом году.

ПРОГУЛКА ПО ВИРТУАЛЬНОМУ САМОЛЕТУ

Сейчас почти все производители самолетов, морских судов и космических кораблей начали использовать у себя виртуальное проектирование. Плюс этой технологии в том, что можно на компьютере собрать все детали вместе и посмотреть, как они будут состыковываться.

- Когда раньше узлы по-отдельности рисовали на бумаге, невозможно было избежать каких-то просчетов, - рассказал специалист по виртуальному проектированию Антон Буяндуков. - Самое плохое — если детали просто не сходились как надо. Тогда приходилось все перечерчивать. Но и эргономические ошибки встречались. К примеру, какой-то кран могли поставить так, что подобраться к нему оказывалось просто невозможно.

С компьютерным моделированием все проще. Человек может заранее посмотреть, не будет ли каких-то запертых вентилей или других узких мест.

В рабочей лаборатории «Авиастара» проектор выводит на стену объемную модель перспективного российского самолета МС-21. Специалисты в 3D-очках следят за возможными ошибками.

- Я могу отдельно рассмотреть каждую деталь, - говорит Буяндуков. - В систему заложены даже физические усилия, которые придется прикладывать рабочему, чтобы обслуживать тот или иной узел. Разработчики стараются избегать всяких гаек, которые станут слишком изматывать обслуживающий персонал.

МЫ ЛЕТИМ НА КОМПОЗИТНОМ КРЫЛЕ

Буквально за оградой «Авиастара» находится завод, где делают композитные крылья для будущего МС-21. «АэроКомпозит — Ульяновск» - одно из оснащенных предприятий в мире.

Сейчас все ведущие авиапроизводители планеты вместо алюминия начинают использовать композиты. Деталь, сделанная из переплетения углеродных лент, весит меньше алюминевой, а служит столько же. По надежности углепластик ничем не уступает традиционным сплавам для самолетов.

Топовый Boeing-787 больше, чем на половину состоит из композитных деталей. В Аirbus-350 около четверти углепластиковых узлов. В перспективном российском МС-21 на композиты придется треть самолета.

Созданы карбоновые крылья для МС-21 лучше чем у Боинга 787 >>

Особенность западных моделей в том, что они используют относительно небольшие углепластиковые детали, сделанные по традиционной технологии. То же крыло Boeing-787 состоит из значительного количества композитных панелей — из-за того, что они соединены металлом, выигрыш в весе получается не таким заметным.

У МС-21 крыло будет сделано из цельного куска углепластика, выполненного по уникальной российской технологии. Самолет будет экономить 6-7% топлива, по сравнению с классическими алюминиевыми аналогами, за счет лучшей геометрии.

ЛЕНТОЧКА К ЛЕНТОЧКЕ

На первый взгляд, композитные детали изготавливаются довольно просто. Автомат круглыми сутками наносит углеродные ленточки на основу — слои, как дранка в старых домах, ложатся под углом друг к другу. Лазер все это скрепляет.

Следующий шаг: будущее крыло или любое другое композитное изделие отправляется в специальную камеру. Там под действием вакуума углеродные ленты пропитываются эпоксидной смолой. На выходе получается уже крепкая деталь. В самом конце, края заготовки обрезаются специальной фрезой. Дальше композитные панели отправляются на сборку, где из них делают уже целое крыло.

Сложности, как обычно, кроются в деталях. Крыло формируется, а не в автоклаве, как это принято на большинстве других предприятий. За счет использования большого количества промышленных роботов доля ручного труда сократилась в несколько раз. Роботы контролируют безопасность агрегатов. Других таких в мире нет. То же касается и печи, в которой идет пропитка эпоксидной смолой.

Толщина панелей в разных местах разная. Где нагрузка сильнее, там автомат укладывает больше углеродных лент. Все это просчитывается еще на этапе проектирования.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

К сожалению, пока мы сильно проигрываем западу по количеству построенных самолетов. В 2015 году только один Boeing собрал 762 машины, Airbus — 635. Все российские предприятия, вместе взятые, выпустили 157 самолетов. Из них гражданских (не истребители и транспортники) всего около 30.

Подавляющая часть отечественных самолетов делается исключительно для армии. А на международном рынке гражданской авиации мы занимаем относительно небольшую нишу — в 2015 году сделали всего 18 «Sukhoi-Superjet-100».

ИЛ-76МД-90А после покраски на авиазаводе

ВТОРОЙ ЭТАП ЗАВОДСКИХ ИСПЫТАНИЙ

Первый опытный образец тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (зав. №0102) приступил ко второму этапу заводских испытаний. 14 декабря 2016 года усовершенствованный ульяновским АО «Авиастар-СП» после завершения первого этапа государственных совместных испытаний  самолет совершил испытательный полет с аэродрома «Ульяновск-Восточный». 

На самолете был модернизирован пилотажно-навигационный комплекс, установлены бортовой комплекс обороны и бортовой комплекс связи нового поколения.

Пилотировал самолет экипаж летчиков-испытателей ОАО «Ил» под командованием шеф-пилота Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Героя России заслуженного летчика-испытателя Николая Куимова. Полет прошел без замечаний, все системы самолета функционировали в штатном режиме.

Первый этап испытаний проводился совместным экипажем ОАО «Ил» и Минобороны России. В ходе летных испытаний было выполнено 38 полетов, проверено функционирование навигационно-пилотажного комплекса «Купол-III-76М(А)» и всех его систем, топливной системы, автопилота, радиосвязи. Отработаны предельные по прочности режимы на предельной скорости, предельные перегрузки, сочетание достижения предельной скорости и предельной перегрузки одновременно. Выполнены полеты с максимальным взлетным весом 210 тонн и максимальным посадочным весом 170 тонн, отработана методика ухода самолета на второй круг при «отказе» одного и двух двигателей. 

16 февраля 2017 года, после выполнения на Ульяновском авиастроительном заводе плановых доработок по результатам первого этапа государственных совместных испытаний (ГСИ), а также проведения начального этапа заводских летных испытаний летный образец модернизированного транспортного самолета Ил-76МД-90А из Международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» совершил перелет в г. Жуковский на базу ОАО «Ил»

Во время полета экипаж самолета во главе с Николаем Куимовым успешно выполнил программу 6-ти часовых испытаний. Все системы работали нормально, поэтому самолет готов к проведению дальнейших испытаний. 

Ил-76МД-90А совершает перелет из аэропорта

По результатам первого этапа ГСИ с учетом замечаний первый летный образец Ил-76МД-90А прошел ряд плановых доработок на производстве АО «Авиастар-СП». Кроме того, самолет доводился до требования тактико-технического задания головного заказчика. 

По словам директора программ Ил-76 и Ил-112В АО «Авиастар-СП» Валерия Токарева, заводом проделан большой объем работ, некоторые оборудование и системы по результатам проведенных доработок претерпели существенные изменение. По оценке специалистов предприятия, по итогам проведения заводских летных испытаний в Ульяновске самолет полностью готов к проведению второго этапа государственных совместных испытаний

Заменить украинские двигатели >>

Многие вопросы удалось снять с помощью сотрудников летно-испытательной станции и гарантийной бригады. На ульяновском авиапредприятии, кроме первого испытательного полета Ил-76МД-90А, было сделано еще три полета в рамках заводского этапа летных испытаний.

Накануне был выполнен четвертый, который завершился посадкой в Жуковском. Всего по заводскому этапу испытаний летного образца предстоит выполнить более тридцати полетов. Основная задача этого этапа – проверка качества и дальности радиосвязи, режимов предупреждения приближения к земле. 

Самолет Ил-76МД-90А перед вторым этапом госиспытаний

В ходе испытаний получен необходимый материал по пилотажно-навигационному комплексу, спутниковой системе, по радиосвязному оборудованию, по многим системам, входящим в пилотажно-навигационный комплекс «Радиосвязь». Эти материалы будут предъявлены заказчику в лице Государственного испытательного центра МО РФ. 

Крупный контракт в интересах Минобороны  на производство 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А ОАК выполняет на производственной площадке АО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Разработчиком воздушного судно является ОАО «Ил». Сейчас на производстве в разной степени готовности находятся 10 самолетов.

Основные конструктивные особенности самолета Ил-76МД-90А:

  • Устанавливаются двигатели ПС-90А-76;
  • Новое крыло – применяются длинномерные панели;
  • Топливная система дорабатывается под новое крыло;
  • Устанавливается пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией;
  • Устанавливается цифровая САУ-76;
  • Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76;
  • Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90 А-76 и обеспечения индикации и контроля;
  • Устанавливается ВСУ ТА-12А

 

 

 

Характеристика

 

 

 

 

 

Общие геометрические данные

Длина самолета, м 46,60
Высота самолета на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,50
Площадь крыла (трапеции), м2 300,0
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8

Характеристики турбореактивного двухконтурного двигателя ПС-90А-76

Количество двигателей 4
Степень двуконтурности 4,4
Тяга, кгс   
максимальный режим 14500
максимальный повышенный режим 16000
крейсерский режим 3300
режим обратной тяги (реверс) 3600
Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс ч 0,59

Массовые характеристики

Максимальная взлетная масса, т 210
Максимальная коммерческая нагрузка, т 52
Общая вместимость топливных баков, л 109500

Летные данные

Крейсерская скорость, км/час 820 … 850
Дальность полета, км   
при нагрузке 50 тонн 4100
при нагрузке 40 тонн 5400
при нагрузке 20 тонн 8500
Высота полета, м 9000…12000
Длина разбега, м 1450
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 930


Размеры грузовой кабины

Длина с рампой, м 24,50
Ширина, м 3,45
Высота, м 3,40
Объем грузовой кабины, м3 321

Ресурс самолета

Календарный, лет 30
Количество посадок 10000
Количество летных часов 30000

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В >>

Преодолена зависимость от Украины по вертолетным двигателям >>

Почему «Антонов» отказался от кооперации с Россией >>

Реальное положение дел в украинской авиационной отрасли >>

Двигатель ПД-35 – отводится 10 лет и 180 млрд рублей >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

    

Дальники Ту-160 и Ту-95                   Ил-96-300 -самолет президента                        Самолет МС-21                            Самолет Ил-76МД-90А

Текст и фото: Олег АДАМОВИЧ

Просмотров: 834
Загрузок: 15
Тэги : САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ , Авиастар-СП
Рейтинг:
40 / 200 ( Отлично )

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?

Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 26641

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 25008

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Реальное положение дел в украинской авиационной отрасли просмотров: 22660

"МС-21 – это уже следующая высота, которую взял российский авиапром. Это уровень современных западных самолетов", – заявил советский и украинский авиаконструктор Анатолий Вовнянко,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 22274

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Поиск
Календарь публикаций
« Июнь 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930