Информационное агентство
19 Ноября, 2016  16:11

Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков

Сайда-Губа,утилизация реакторов,Итарус,Россита

Советский Союз был обладателем одного из крупнейших подводных флотов в мире. Только атомных подводных лодок (АПЛ) различного класса было построено более двухсот сорока. Средний срок их службы составлял около 25 лет, а наиболее интенсивное строительство пришлось на окончание 60-х годов.

Тогда со стапелей сходило до 13 АПЛ в год. Поэтому начиная с середины 80-х темпы их вывода из состава флота постоянно росли. Несмотря на это инфраструктура для комплексной утилизации АПЛ так и не была создана. Списанные субмарины переводились в пункты отстоя ВМФ, где содержались на плаву. Однако об их дальнейшей утилизации практически не задумывались.

Распад СССР серьёзно обострил эту проблему. Резкое уменьшение военных расходов из-за экономического кризиса существенно сократило сроки эксплуатации АПЛ, что стало причиной их массового вывода из состава флота и дальнейшей утилизации. Это касалось даже тех атомных субмарин, у которых ещё не закончился проектный срок эксплуатации. Фактически подлежали списанию более 200 АПЛ, построенных в период с 50-х по 80-е годы, а также 14 судов обеспечения.

Существующие тогда темпы утилизации были настолько медленны, что некоторые подлодки ждали своей очереди до 15-20 лет. Хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) быстро оказались переполнены, а базы отстоя забиты списанными субмаринами. Вдобавок объекты инфраструктуры связанные с функционированием атомного подводного флота с течением времени пришли в аварийное состояние. Всё это наихудшим образом сказалось на окружающей среде в местах базирования списанных АПЛ, постепенно превратив эту проблему из национальной в международную.

Док-понтон "Итарус" готовится к транспортировке из Италии в Россию >>

Утилизация кораблей и подводных лодок атомного флота – очень сложный и дорогостоящий процесс. Она должна исключать любое загрязнение окружающей среды и несанкционированный доступ к радиоактивным материалам. Ведь ОЯТ в больших количествах содержит высокообогащенные уран и плутоний – составляющие ядерного оружия. Поэтому для утилизации АПЛ крайне необходима инфраструктура, включающая места их базирования или пункты отстоя, предприятия, занимающиеся утилизацией, хранилища радиоактивных отходов, пункты по переработке ОЯТ, систему физической защиты ядерных материалов, восстановление загрязнённых территорий, спецтранспорт и квалифицированный персонал.

На тот момент из-за экономического кризиса Россия не обладала необходимыми средствами для создания подобной инфраструктуры. Но благодаря международной финансовой помощи, в частности, таким программам, как «Совместное уменьшение угрозы» и «Глобальное партнёрство» темпы утилизации ядерного наследия СССР начали увеличиваться. Уже на 2015 год из 201 списанной советской АПЛ были утилизированы 195. Вместе с финансовой оказывалась и техническая помощь. Например, в 2006 году самопогружаемое судно «Трансшельф» было использовано для транспортировки трёх списанных АПЛ с сильной осадкой, возникшей из-за разгерметизации балластных цистерн.

В 2003 году в рамках программы «Глобальное партнёрство» Россия и Италия заключили договор о сотрудничестве в области утилизации выведенных из состава российского флота АПЛ, а также безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Одним из результатов этих договорённостей стало строительство специализированого судна «Россита» и док-понтона «Итарус». Оба были построены на верфи Muggiano итальянского судостроительного предприятия Fincantieri.

Судно ледового класса «Россита» создано для транспортировки радиоактивных отходов и ОЯТ. Его основное место работы – район береговых баз Губа Андреева и Гремиха. Валовая вместимость корабля 2567 т, длина 84 м, а ширина 14 м. Экипаж состоит из 18 человек. Высокий уровень безопасности «Росситы» обеспечивается самыми совершенными системами и оборудованием. В частности, на корабле установлена система пожаротушения, а также биологическая защита в виде расположенных по периметру судна цистерн с водой. В двух изолированных трюмах «Росситы» общим объёмом 720 т перевозятся специальные контейнеры для ядерных отходов. Их вес может достигать 40 т, они полностью герметичны и очень прочны. Их падение с 9-метровой высоты или затопление на глубине до двухсот метров не причинит им повреждений, приводящих к разгерметизации.

Судно для транспортировки радиоактивных отходов

Несамоходный док-понтон «Итарус» предназначен для подъёма, транспортировки и постановки трёхотсечных реакторных блоков утилизированных АПЛ на стапельную плиту в отделении Сайда-Губа Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО». Полная грузоподъёмность судна 3500 т, длина 85 м, а ширина 31 м, экипаж составляет шестеро человек. Его конструкция позволяет перевозить практически любые реакторные отсеки. Кроме того, «Итарус» обладает хорошей живучестью – при посадке на мель или столкновении он останется на плаву.

Док-понтон Итарус для транспортировки реакторов

Сегодня в Мурманской области существуют три основных комплекса, на территории которых ведутся работы по хранению и ликвидации ядерного наследия СССР. Это Сайда-Губа, где хранятся реакторные отсеки АПЛ. Гремиха (г. Островной), где происходит перегрузка из реакторов списанных АПЛ кассет с ОЯТ. И Губа Андреева, где хранятся около 22 тыс. тепловыделяющих сборок от АПЛ.

Комплекс в районе населённого пункта Сайда-Губа включает долговременное хранилище блоков реакторных отсеков, а также занимает часть акватории, где на плаву хранятся многоотсечные блоки. По классификации МАГАТЭ он относится ко второй степени радиационной опасности. Его строительство началось в 2005 году и всего за 10 лет в Заполярье на месте пустыря и болота удалось построить один из самых современных комплексов такого рода. Во время строительства потребовалось вывезти около 200 тыс. кубометров скальных пород и сровнять с землёй небольшую сопку. Здесь с нуля были построены пирсы, электросеть, дороги и производственные цеха.

Наземная часть комплекса состоит из трёх зон. Первая – это собственно площадка долговременного хранения блоков с реакторами списанных АПЛ. Вторая – цех их покраски и ремонта. И третья зона, самая технологичная – цех кондиционирования твёрдых радиоактивных отходов. Бетонная площадка пункта долговременного хранения вмещает 120 герметичных одноотсечных блоков с реакторами списанных атомных субмарин. Из них заняты уже 84 и ещё около сорока ожидают своей очереди.

Хранилище блоков реакторных отсеков в Сайде-Губе

Герметичные одноотсечные блоки формируются из трёхотсечных. Последние содержат реакторный и два смежных отсека, которые вырезаются из АПЛ после выгрузки из неё ядерного топлива. Трёхотсечные блоки тщательно герметизируют и оставляют на плаву под постоянным наблюдением. Некоторые из них из-за отсутствия технологии и специальных комплексов по утилизации пробыли в воде очень долгое время. С помощью «Итаруса» трёхотсечный блок выгружают на берег и заводят в цех, где его освобождают от лёгкого корпуса и боковых плавучих ёмкостей. После этого оставшийся реакторный отсек зашивается в короб из дополнительных стальных листов, который заполняется бетоном. На завершающем этапе к нему привариваются кильблоки, производится покраска и он помещается на площадку долговременного хранения. Здесь блок будет находиться 70 лет, а каждое десятилетие его будут перемещать в цех для восстановления покрытия и радиационного контроля.

Одноотсечные реакторные блоки на площадке

Печально известный своей аварией объект на Губе Андреева, когда в Баренцево море вытекло около 700 тыс. т высокорадиоактивной воды создавался для хранения отходов атомного ледокольного флота. Позже он был передан Северному флоту, а с 1993 года его функционирование по приёму радиоактивных отходов было прекращено. За время простоя это крупнейшее в мире хранилище пришло в плачевное состояние. Во время его обследования в 2007 году было выявлено, что около 65% хранящихся здесь топливных сборок имели различной степени повреждения. Здания и хранилища находились в таком состоянии, что невозможно было определить, какие вещества находятся в резервуарах или контейнерах.

Реакторный отсек на площадке центра утилизации

На сегодняшний день в отличие от комплекса на Сайда-Губе восстановление инфраструктуры на Губе Андреева всё ещё продолжается. Все работы планируется завершить уже в следующем 2017 году. После их окончания этот комплекс обеспечит максимально безопасное обращение, хранение и вывоз на переработку самого большого в мировой атомной отрасли количества ОЯТ. Планируется, что контейнеры с топливными сборками будут доставляться для дальнейшей утилизации в Челябинскую область на спецпредприятие «Маяк». Твёрдые радиоактивные отходы после их транспортировки в Сайда-Губу, прохождения полного цикла очистки и кондиционирования будут помещены в герметичные контейнеры для долговременного хранения.

Главной целью этих масштабных проектов является полная очистка Заполярья от ядерного наследия холодной войны. Учитывая объём, скорость и качество проведённой работы день, когда эти места станут полностью безопасными уже близок.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Керченский судостроительный завод "Залив" заложил новое судно проекта 19910 >>

Стройка Крымского моста перешла на зимний режим >>

Двигатель ПД-14 – предвестник возрождения авиастроения >>

Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>

Новое ледокольное судно снабжения >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

    

     Судно ярусного лова                    Атомный лихтеровоз "Севморпуть"      Спуск атомного ледокола "Арктика"      Атомные реакторы для ледоколов

Просмотров: 2430
Загрузок: 14
Тэги : 24РосИнфо
Рейтинг:
50 / 250 ( Отлично )

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?

Реклама
Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 29104

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 27564

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 27111

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Спущена на воду подводная лодка «Великий Новгород» просмотров: 23045

Накануне 110-летия со дня основания подводного флота России на "Адмиралтейских верфях" прошла церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки "Великий Новгород" для ВМФ России. 

Поиск
Реклама
Календарь публикаций
« Декабрь 2017 »
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031