Информационное агентство
19 Ноября, 2016  16:11

Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков

Сайда-Губа,утилизация реакторов,Итарус,Россита

Советский Союз был обладателем одного из крупнейших подводных флотов в мире. Только атомных подводных лодок (АПЛ) различного класса было построено более двухсот сорока. Средний срок их службы составлял около 25 лет, а наиболее интенсивное строительство пришлось на окончание 60-х годов.

Тогда со стапелей сходило до 13 АПЛ в год. Поэтому начиная с середины 80-х темпы их вывода из состава флота постоянно росли. Несмотря на это инфраструктура для комплексной утилизации АПЛ так и не была создана. Списанные субмарины переводились в пункты отстоя ВМФ, где содержались на плаву. Однако об их дальнейшей утилизации практически не задумывались.

Распад СССР серьёзно обострил эту проблему. Резкое уменьшение военных расходов из-за экономического кризиса существенно сократило сроки эксплуатации АПЛ, что стало причиной их массового вывода из состава флота и дальнейшей утилизации. Это касалось даже тех атомных субмарин, у которых ещё не закончился проектный срок эксплуатации. Фактически подлежали списанию более 200 АПЛ, построенных в период с 50-х по 80-е годы, а также 14 судов обеспечения.

Существующие тогда темпы утилизации были настолько медленны, что некоторые подлодки ждали своей очереди до 15-20 лет. Хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) быстро оказались переполнены, а базы отстоя забиты списанными субмаринами. Вдобавок объекты инфраструктуры связанные с функционированием атомного подводного флота с течением времени пришли в аварийное состояние. Всё это наихудшим образом сказалось на окружающей среде в местах базирования списанных АПЛ, постепенно превратив эту проблему из национальной в международную.

Док-понтон "Итарус" готовится к транспортировке из Италии в Россию >>

Утилизация кораблей и подводных лодок атомного флота – очень сложный и дорогостоящий процесс. Она должна исключать любое загрязнение окружающей среды и несанкционированный доступ к радиоактивным материалам. Ведь ОЯТ в больших количествах содержит высокообогащенные уран и плутоний – составляющие ядерного оружия. Поэтому для утилизации АПЛ крайне необходима инфраструктура, включающая места их базирования или пункты отстоя, предприятия, занимающиеся утилизацией, хранилища радиоактивных отходов, пункты по переработке ОЯТ, систему физической защиты ядерных материалов, восстановление загрязнённых территорий, спецтранспорт и квалифицированный персонал.

На тот момент из-за экономического кризиса Россия не обладала необходимыми средствами для создания подобной инфраструктуры. Но благодаря международной финансовой помощи, в частности, таким программам, как «Совместное уменьшение угрозы» и «Глобальное партнёрство» темпы утилизации ядерного наследия СССР начали увеличиваться. Уже на 2015 год из 201 списанной советской АПЛ были утилизированы 195. Вместе с финансовой оказывалась и техническая помощь. Например, в 2006 году самопогружаемое судно «Трансшельф» было использовано для транспортировки трёх списанных АПЛ с сильной осадкой, возникшей из-за разгерметизации балластных цистерн.

В 2003 году в рамках программы «Глобальное партнёрство» Россия и Италия заключили договор о сотрудничестве в области утилизации выведенных из состава российского флота АПЛ, а также безопасности обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Одним из результатов этих договорённостей стало строительство специализированого судна «Россита» и док-понтона «Итарус». Оба были построены на верфи Muggiano итальянского судостроительного предприятия Fincantieri.

Строительство гидротехнических и береговых сооружений для первой в мире плавучей АТЭС >>

Судно ледового класса «Россита» создано для транспортировки радиоактивных отходов и ОЯТ. Его основное место работы – район береговых баз Губа Андреева и Гремиха. Валовая вместимость корабля 2567 т, длина 84 м, а ширина 14 м, экипаж состоит из 18 человек. Высокий уровень безопасности «Росситы» обеспечивается самыми совершенными системами и оборудованием. В частности, на корабле установлена система пожаротушения, а также биологическая защита в виде расположенных по периметру судна цистерн с водой. В двух изолированных трюмах «Росситы» общим объёмом 720 т перевозятся специальные контейнеры для ядерных отходов. Их вес может достигать 40 т, они полностью герметичны и очень прочны. Их падение с 9-метровой высоты или затопление на глубине до двухсот метров не причинит им повреждений, приводящих к разгерметизации.

Судно для транспортировки радиоактивных отходов

Несамоходный док-понтон «Итарус» предназначен для подъёма, транспортировки и постановки трёхотсечных реакторных блоков утилизированных АПЛ на стапельную плиту в отделении Сайда-Губа Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО». Полная грузоподъёмность судна 3500 т, длина 85 м, а ширина 31 м, экипаж составляет шестеро человек. Его конструкция позволяет перевозить практически любые реакторные отсеки. Кроме того, «Итарус» обладает хорошей живучестью – при посадке на мель или столкновении он останется на плаву.

Док-понтон Итарус для транспортировки реакторов

Сегодня в Мурманской области существуют три основных комплекса, на территории которых ведутся работы по хранению и ликвидации ядерного наследия СССР. Это Сайда-Губа, где хранятся реакторные отсеки АПЛ. Гремиха (г. Островной), где происходит перегрузка из реакторов списанных АПЛ кассет с ОЯТ и Губа Андреева, где хранятся около 22 000 тепловыделяющих сборок от АПЛ.

Комплекс в районе населённого пункта Сайда-Губа включает долговременное хранилище блоков реакторных отсеков, а также занимает часть акватории, где на плаву хранятся многоотсечные блоки. По классификации МАГАТЭ он относится ко второй степени радиационной опасности. Его строительство началось в 2005 году и всего за 10 лет в Заполярье на месте пустыря и болота удалось построить один из самых современных комплексов такого рода. Во время строительства потребовалось вывезти около 200 000 м³ скальных пород и сровнять с землёй небольшую сопку. Здесь с нуля были построены пирсы, электросеть, дороги и производственные цеха.

Подробно о плавучем энергетическом блоке (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 >>

Наземная часть комплекса состоит из трёх зон. Первая – это собственно площадка долговременного хранения блоков с реакторами списанных АПЛ. Вторая – цех их покраски и ремонта. И третья зона, самая технологичная – цех кондиционирования твёрдых радиоактивных отходов. Бетонная площадка пункта долговременного хранения вмещает 120 герметичных одноотсечных блоков с реакторами списанных атомных субмарин. Из них заняты уже 84 и ещё около сорока ожидают своей очереди.

Корпус АПЛ

Герметичные одноотсечные блоки формируются из трёхотсечных. Последние содержат реакторный и два смежных отсека, которые вырезаются из АПЛ после выгрузки из неё ядерного топлива. Трёхотсечные блоки тщательно герметизируют и оставляют на плаву под постоянным наблюдением. Некоторые из них из-за отсутствия технологии и специальных комплексов по утилизации пробыли в воде очень долгое время.

В России разработан эскизный проект метанового ракетного двигателя >>

С помощью «Итаруса» трёхотсечный блок выгружают на берег и заводят в цех, где его освобождают от лёгкого корпуса и боковых плавучих ёмкостей. После этого оставшийся реакторный отсек зашивается в короб из дополнительных стальных листов, который заполняется бетоном. На завершающем этапе к нему привариваются кильблоки, производится покраска и он помещается на площадку долговременного хранения. Здесь блок будет находиться 70 лет, а каждое десятилетие его будут перемещать в цех для восстановления покрытия и радиационного контроля.

Сайда-Губа

Печально известный своей аварией объект на Губе Андреева, когда в Баренцево море вытекло около 700 тыс. т высокорадиоактивной воды создавался для хранения отходов атомного ледокольного флота. Позже он был передан Северному флоту, а с 1993 года его функционирование по приёму радиоактивных отходов было прекращено. За время простоя это крупнейшее в мире хранилище пришло в плачевное состояние. Во время его обследования в 2007 году было выявлено, что около 65% хранящихся здесь топливных сборок имели различной степени повреждения. Здания и хранилища находились в таком состоянии, что невозможно было определить, какие вещества находятся в резервуарах или контейнерах.

На сегодняшний день в отличие от комплекса на Сайда-Губе восстановление инфраструктуры на Губе Андреева всё ещё продолжается. Все работы планируется завершить уже в следующем 2017 году. После их окончания этот комплекс обеспечит максимально безопасное обращение, хранение и вывоз на переработку самого большого в мировой атомной отрасли количества ОЯТ. Планируется, что контейнеры с топливными сборками будут доставляться для дальнейшей утилизации в Челябинскую область на спецпредприятие «Маяк». Твёрдые радиоактивные отходы после их транспортировки в Сайда-Губу, прохождения полного цикла очистки и кондиционирования будут помещены в герметичные контейнеры для долговременного хранения.

Главной целью этих масштабных проектов является полная очистка Заполярья от ядерного наследия холодной войны. Учитывая объём, скорость и качество проведённой работы день, когда эти места станут полностью безопасными уже близок.

P.S. В настоящий момент на площадке долговременного хранения реакторных отсеков в отделении Сайда-Губа СЗЦ «СевРАО» размещены 47 блоков. Проектная мощность первой и второй очередей ПДХРО составляет 175 блоков с размещением до 70 лет — на весь период потенциальной опасности реакторных отсеков, что позволяет полностью решить проблему перевода реакторных отсеков утилизированных судов ВМФ России в безопасное состояние и привести в норму экологическую обстановку в Северо-Западном регионе.

 Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Как собирают двигатели для самолетов >>

Строители начали возводить морские пролеты Крымского моста >>

Двигатель ПД-14 – предвестник возрождения авиастроения >>

Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>

Корабль «Адмирал Эссен» проекта 11356 >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

   

          Реконструкция БАМа                           Первый бетон Амурского ГПЗ                 Истребитель МиГ-35                           Атомные реакторы для ледоколов

Просмотров: 4019
Загрузок: 35
Тэги : Росатом , 24РосИнфо , Арктика
Рейтинг:
54 / 270 ( Отлично )

В этом разделе

Реклама
Relap
EngageYa
Популярные публикации
Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 49648

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Что изменится в России с 1 января 2018 года просмотров: 36667

Новый год принесет с собой большое количество изменений, одним из которых станет введение в нашей стране новых законов. Необходимо уже сейчас узнать, какие новые законы с 1 января 2018 года в России начнут действовать.

«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 36240

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 34051

Концерн «Калашников» вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими «адаптивными» автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Поиск
Реклама

курс ЦБ РФ

Доллар США USD $1=66,9227 RUB
Евро EUR 1=76,0777 RUB
Фунт стерлингов Соединенного королевства GBP £1=85,3465 RUB
Японских иен JPY ¥100=59,3260 RUB
Швейцарский франк CHF ¤1=67,4012 RUB
Китайских юаней CNY ¤10=97,2700 RUB
Украинских гривен UAH ¤10=24,0506 RUB
Казахстанских тенге KZT ¤100=18,0516 RUB

Реклама

Опросы
Сколько будет стоить нефть в 2019 году?
100 долл за барр экономический кризис в ряде стран и потеря Ираном части рынка уменьшит предложение на рынке нефти
90 долл за барр, т.к. сокращение добычи достигнет к началу года 1,5 млн барр в день
75 долл за барр, т.к. глобальных изменений не предвидится
50 долл за барр, т.к. торговая война США и Китая снизит спрос на энергоносители
Последнее из Галереи
Рейтинг : Отлично
Россия 24,новости
8 Июнь, 2018
Рейтинг : Отлично
радиостанция,Вести ФМ
8 Июнь, 2018
Рейтинг : Отлично
РБК,новости
8 Июнь, 2018
Календарь публикаций
« Декабрь 2018 »
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Реклама

Реклама
Реклама