Информационное агентство
9 Ноября, 2016  09:11

Двигатель ПД-14 – предвестник возрождения отечественного гражданского авиастроения

авиадвигатель,пд-14,линейка,двигателей

В 2015 году на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начались испытания нового двигателя ПД-14 семейства отечественных перспективных турбореактивных двигателей (ТРД) пятого поколения. 

Событие примечательно тем, что практически с 80-х годов это первая отечественная разработка. Ведь до сих пор в России производится один-единственный гражданский ТРД четвёртого поколения ПС-90, который начали создавать ещё в далёком 1979 году.

Чрезвычайная конструктивная сложность этих довольно надёжных авиадвигателей сильно ограничивает количество их производителей. Всего несколько компаний в мире обладают технологией полного цикла создания ТРД. Это американские General Electric, Pratt & Whitney и Honeywell, английская Rolls-Royce и французская Snecma. Даже Китай – один из самых сильных игроков на мировой арене не имеет своего производства ТРД, что вынуждает его закупать двигатели за рубежом.

Подробно о новом российском двигателе ПД 14 >>

В России разработкой и производством ТРД, в том числе и двигателей ПД (Перспективный Двигатель), занимаются предприятия Объединённой двигателестроительной корпорацииВ текущем году уже изготовлено пять двигателей ПД‑14,  сейчас они проходят лётные испытания. Идет их адаптация к МС‑21, и на четвёртый лётный самолёт поставят ПД‑14Планируется, что ими будут комплектоваться практически все отечественные самолёты и вертолёты гражданской авиации и даже промышленные газотурбинные и газоперекачивающие установки. Другой более сложной и претенциозной целью их создания является завоевание 10% мирового рынка ТРД в классе тяги от 7 до 18 т.

Семейство двигателей ПД на базе газогенератора

Линейка двигателей семейства ПД для самолётов представлена такими образцами, как ПД-7, ПД-10, ПД-14, ПД-14А, ПД-14М и ПД-18Р. Например, ПД-7 планируется устанавливать на ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100. До недавних пор этим двигателем также хотели комплектовать украинский Ан-148, но учитывая испорченные отношения между двумя странами шансов на это немного. Хотя двигатели семейства ПД анонсированы с тягой в пределах от 8 т, для ПД-7 она составляет 7,9 т.

ПД-10 с тягой 10,9 т планируется устанавливать на ещё проектируемый Sukhoi Superjet 130. Однако наиболее пристальное внимание приковано к ПД-14. Именно этот разрабатываемый на основе ТРД ПС-12 двигатель тягой 14 т является базовым. Это означает, что все остальные двигатели семейства ПД создаются на основе его унифицированного газогенератора. ПД-14, ПД-14А и ПД-14М будут оснащаться ближне- и среднемагистральные МС-21, а также самолёты КБ Ильюшина – Ил-76МД, Ил-76МД-90А и топливозаправщик Ил-78М-90А. Тяга ПД-14А и ПД-14М соответственно составляет 12,54 т и 15,6 т.

Самый мощный ПД-18Р планируется устанавливать на среднемагистральный Ту-214, грузовой Ил-96-400Т, многоцелевой транспортный Ил-214 и тяжёлый военно-транспортный Ил-106. На МАКС-2015 Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) для него был представлен прототип редуктора, снижающий обороты вентилятора, что обеспечивает более эффективный режим его работы. Также повышение температуры газа на 50°К перед турбиной ПД-18Р обеспечило тягу в пределах от 18 до 20 т и одновременно позволило сократить удельный расход топлива до 5% по сравнению c ПД-14.

Таблица характеристик семейства двигателей ПД-14

Для вертолётов на основе газогенератора ПД-14 разрабатывается двигатель ПД-12В. Он должен заменить украинский Д-136 производства компании «Мотор-Сич», которым до этого момента комплектовался тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт Ми-26. Однако по причине небольшого объёма внешних и внутренних заказов на эту машину приоритетной целью создания ПД-12В является перспективный российско-китайский вертолёт, который во многом будет идентичен Ми-26.

Магистральный самолет 21 века >>

Как уже упоминалось, семейство ПД принадлежит к двигателям пятого поколения, соответствуя ряду параметров. Основной из них – это температура газа перед турбиной. Со времён создания первых ТРД в конце 40-х годов она была на уровне 1150°К и увеличивалась на 100-200 градусов для каждого поколения авиадвигателей.

Пермский моторный завод

Повышение температуры газа и применение двухконтурности увеличили не только соотношение тяги ТРД к его собственной массе, но и степень сжатия воздуха в компрессоре практически в 10 раз. При этом в 2 раза уменьшился удельный расход топлива и число ступеней компрессора. Первые же двигатели пятого поколения с температурой газа 1900°К были разработаны на Западе в середине 90-х. Однако на сегодняшний день из всех эксплуатируемых в мире авиадвигателей к этому поколению относится всего 15% из них.

Преодолена зависимость от Украины по вертолетным двигателям >>

В целом сравнительно с зарубежными аналогами такого же класса двигатели семейства ПД обладают преимуществами, позволяющими довольно успешно конкурировать на этом рынке. В основном они более экономичны, требуют меньше эксплуатационных затрат и имеют меньшую стоимость жизненного цикла. Кроме того, они производят шума меньше, чем разрешается требованиями стандарта Международной организации гражданской авиации (ICAO).

К примеру, основной конкурент ПД-14 – двигатель PW1400G компании Pratt & Whitney, который претендует быть установленным на самолётах МС-21 хоть и несколько более экономичен, но зато больше по массе и габаритам. Кроме того, ПД-14 конструктивно проще, а значит надёжнее, имеет меньшую стоимость и эксплуатационные расходы. И что немаловажно он создавался с использованием специально разработанных отечественных технологий и материалов. Доля последних в конструкции двигателя составляет 95% и они сертифицированы в соответствии с нормами Европейского агентства авиационной безопасности (ЕASA).

Окончание испытаний ПД-14 запланировано на 2017 год. Сейчас идет второй этап летных испытаний, он спланирован с учетом снятия ограничений по режимам его работы и введения мероприятий по обеспечению высотных запусков. Работоспособность двигателя будет проверяться во всем диапазоне скоростей, высот и режимов, уже выполнен взлет самолета с работой ПД-14 на максимальном режимеЕсли испытания пройдут успешно, то уже в 2018 году начнётся его серийное производство. Это благоприятно скажется на реализации всего проекта по созданию двигателей семейства ПД. Но даже сейчас, когда испытания ПД-14 ещё не окончены, конструкторы ОДК уже начали проект по разработке на его основе двигателя ПД-35 тягой от 20 до 50 т. Им планируется комплектовать перспективный дальнемагистральный российско-китайский лайнер на 250–300 пассажиров. Всё это позволяет надеяться, что столь масштабный и амбициозный проект по созданию двигателей семейства ПД выведет отечественное авиационное двигателестроение после многих лет застоя на новый более качественный уровень.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

Статус программы МС-21 >>

Стройка Крымского моста перешла на зимний режим >>

Крупнейший газоперерабатывающий завод в России >>

Готовится база для создания гиперзвуковых ракет >>

Двигатель ПД-35 – отводится 10 лет и 180 млрд рублей >>

СМОТРИТЕ ВИДЕО:

    

Испытания нового самолета МС-21     Ил-96-300 -самолет президента        Производство боевых вертолетов        Нашествие беспилотников

Просмотров: 2390
Загрузок: 15
Тэги : двигатель пд14 , ПД14 , Магистральный самолет МС21 , САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ , Импортозамещение
Рейтинг:
69 / 345 ( Отлично )

В этом разделе

Последние комментарии : 4

QQQQ 9 Ноября, 2016  10:09


На самом деле это хорошо. Широкая унификация ПД-12В, ПД-10 и база для морских турбин на базе ПД-12В. Это по сути один двигатель чуть в разных вариантах.
Что даёт: возможность сразу избавиться от украинских турбин в кораблестроении данной мощности.
Снизить зависимость от французов по SAM-146.
Быстрей выкатить SSJ-NG на 130-160 мест.
Поставить на Ми-26 отечественный ПД-12В вместо украинского Д-136.
А если разработчики Бе-200 ещё и сподобятся установить ПД-10 вместо Д-436ТП /масса и габариты позволяют/ то ещё один привет Богуслаеву нарисуется.
vovic 9 Ноября, 2016  10:16


У двигателя ПД-14 есть одна существенная проблема. Сам двигатель заточен под самолет МС-21. Объясню:
Самолет МС-21 достаточно специфичен. В результате его специфики ему требуется двигатель повышенной тяги на взлете — 14 тонн /у Эирбаса и Боинга всего 12 тонн/, и пониженной на эшелоне.
ПД-14 на эшелоне имеет тягу 2.4 тонны, тогда как ПС-90А 3.6 тонны — разница существенна. Поэтому даже ПД-14М не подходит для Ту-204, Ил-96. Базовый ПД-14 недостаточно тяговит на эшелоне даже для Ил-76.
ПД-14, в отличие от ПС-90А имеет очень много хорошего в плане вентилятора, а так же в плане веса. Как итог какого существенного улучшения с точки зрения газотурбинных установок в сравнении с ПС-90А нет.
Это двигатель чисто под МС-21. Под его специфичное крыло /композитное малой площади/, и его взлетный вес /80 тонн/.
МС-21 будет получать два двигателя — ПД-14 /разработанный специально для него/ И PW1400G /практически идентичный PW1100G/. ПД-14 стоит 6 млн долларов, а PW1100G /для Эирбаса/ стоит около 13 млн долларов. А вот PW1400G /для МС-21/ демпингуют и продают по 5.7 млн долларов.
Ввиду всего этого мне лично судьба двигателя ПД-14 видится печальной.Не понял
Исаев 9 Ноября, 2016  10:22


Характеристик сравнительных пока не видно… Но в целом я так думаю ПД-14 уступит Pratt&Wittney около 2-3% по эффективности и выиграет около 12-13% у CFM56 которые ставят на Эирбас и Боинг сегодня. Преимущество ПД-14 мне видится в том, что он более простой чем PW1000g или LEAP-X, как итог дешевле в производстве и при хорошем качестве дешевле так же в обслуживании. Но в условиях когда Pratt&Wittney себе в убыток готов поставить несколько сотен двигателей по 5.7 млн за движок /при стандартной цене около 13млн/, чтобы не потерять рынок, это преимущество перестает быть таким очевидным для недальновидного руководства.
А вот какое в ОАК руководство в плане дальновидности, я, увы, не знаю — будут они заботиться о суке на котором сидят, или попытаются отыграть копейки сегодня — неизвестно. Пока вроде бы только Аэрофлот заказал МС-21 с "четырнадцатыми" двигателями и то не все, а лишь 35 самолетов, все остальные заказали PW1400g. Сложно винить авиакомпании в таком выборе, и возможно ОАК так же не имеет возможности как-то влиять.
Валухин 9 Ноября, 2016  10:45


Интересные подробности, спасибо!
А насчет конкуренции между ПД-14 и PW1400G мне кажется что в нынешней ситуации выбор будет определять не цена, точнее не только цена…
Все это при условии что самолет МС-21 будет поставлен на поток, а не останется еще одним самолетом, который вроде как есть, но никому не нуженГрущу

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?

Реклама
Популярные публикации
«Афганит» расстроил США сильнее «Арматы» просмотров: 27902

Российский комплекс активной защиты  "Афганит" самая впечатляющая особенность нового танка "Армата" - заявили эксперты  американского журнала The National Interest. 

Российский спецназ вооружат новым автоматом АК-400 просмотров: 26070

Концерн "Калашников" вооружит российские элитные спецподразделения и ФСБ новейшими "адаптивными" автоматами, на которые не только можно установить любой прицел, фонарь или лазерный целеуказатель,

Лучшие автокемпинги Крыма просмотров: 26057

Один из лучших способов добраться до Крыма и осмотреть его — конечно же, автотуризм. Республиканские власти выбрали девять лучших автокемпингов полуострова.

Спущена на воду подводная лодка «Великий Новгород» просмотров: 22324

Накануне 110-летия со дня основания подводного флота России на "Адмиралтейских верфях" прошла церемония спуска на воду большой дизель-электрической подводной лодки "Великий Новгород" для ВМФ России. 

Поиск
Реклама
Календарь публикаций
« Сентябрь 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930